Мы выбрали рассказы "Черный монах", "Ионыч", "Человек в футляре". Чехов завершает программу 10 класса, и, наверно, это очень верно. 11 класс начинается Серебряным веком, ребята из четких, понятных, расставляющих все по местам, объясняющих, предсказывающих классицизма и реализма погружаются в атмосферу символизма, акмеизма, имажинизма, декаданса, экзистенциализма и прочих "измов".
Это очень сложно - мир темного Хаоса, наслаждение им и стремление обрести Гармонию, мысли-метафоры, образы-символы, - и, если не будет предварительной пропедевческой работы, ребята пройдут через этот мир равнодушными. Достоевский и Чехов - те ступеньки, которые помогут старшеклассникам принять XX век, пусть не на равных, но все-таки... Чехов - это ведь тоже писатель эпохи Серебряного века, не поэзии, но прозы. И "Черный монах" - яркое тому свидетельство. Этим во многом объясняется наш выбор:
однократного чтения недостаточно, слишком много пластов в этом небольшом рассказе. Согласитесь, дать детям задание перечитать - почти безнадежное дело, вряд ли кто-то из них засомневается в том, что при чтении что-то упустил, что повторное чтение откроет что-то новое. А вот готовясь к экскурсии, он вынужден или все, или: хотя бы частично перечитать, просмотреть, остановиться. А задуматься есть над чем. В музее оказался кусочек облупленной штукатурки - почему? Группа весьма по-задорновски объяснила это: наше время созвучно началу XX века, современные "новые русские" могут сделать евроремонт в "хрущовке", затратить массу денег впустую, надеть фрак вкупе с цепью и кроссовками, а главное оставить разрушаться; так и здесь: колонны, львы - облупившаяся штукатурка; или - XIX век над бездной неизвестности, что-то будет завтра, до штукатурки ли здесь... Можно соглашаться или не соглашаться с ребятами, но ведь такая прозаическая внешняя деталь из детали-подробности, на первый взгляд незначительной, стала предметом размышления о времени, вывела их из Сада Песоцких в Вишневый Сад России, стала деталью-символом; деталью, которая нарисовала одним штрихом уклад жизни целой страны на рубеже веков, вызвала ассоциации с современностью; диалектика развития, спиральности движения бытия стала доступной и понятной благодаря такой маленькой детали. Начало грядущего кризиса, кризиса психологического, морального и физического как героя, так и общества усмотрели ребята в этой штукатурке.
В чеховских рассказах не так много развернутых пейзажных зарисовок, да дети, как правило, пропускают их, но... этот рассказ, в общем-то, не изобилует вещными деталями-экспонатами, поэтому волей-неволей приходилось им копаться в тексте более тщательно - и находили. Кольцевое пейзажное оформление, несущее в себе психологические детали (в начале - "настроение, что хоть садись и балладу пиши", в конце - "какое согласие цветов, какое мирное, покойное и высокое настроение!"); пейзажи, сопровождаемые пением о "гармонии священной, нам, смертным, непонятной...", заставляют обратить внимание на то, как воспринимает тот же пейзаж Коврин, когда он нормален, с точки зрения обывателя: "Не замечая роскошных цветов... угрюмые сосны... неподвижные и немые...". Картина сада - это не просто место действия, это отражение душевного состояния героя. Как бы вы отразили это в виде экспоната? Удивительный букет был представлен в музейной экспозиции: среди зеленых веточек, мягких, сочно насыщенных, в центре поместили уродливо-корявые голые черно-коричневые ветки. И этот экспонат спровоцировал "посетителей" на философские размышления: что есть счастье и горе, гений и посредственность, жизнь и смерть, любовь и ненависть...
А можно ли представить в виде предмета оксюморонную деталь "изысканное уродство"! Она же была не только представлена, но и явилась объектом резкой критики посетителей, высказавших острое несогласие с точкой зрения музея: "изысканное уродство" - это сам Коврин, с его Черным монахом, гениальностью- су
Конечно, такая экскурсия не уложилась в положенные 10 минут, постоянные вопросы, дискуссии (одна только расшифровка легенды о черном монахе, что он такое есть, в чем смысл его появления, трактовка этого образа-символа не на шутку грозила длиться бесконечно, разрасталась, как снежный ком, вынудила учителя вмешаться и прервать разгоревшийся спор предложением оставить свои мнения в Книге отзывов), рефлексия самих групп, на ходу вдруг начинавших менять ход рассуждений и даже переставлять местами предметы в экспозиции, - все это затянуло ее на целых два урока. А еще "Ионыч", "Человек в футляре". Но, согласитесь, учитель об этом может только мечтать - живой, неподдельный интерес, обсуждение на высоком эмоциональном накале, причем не голословная демагогия, а исходя из автора.
Символ - не символ... Ребята сами вышли на эту проблему: что можно считать образом-символом, что нет. А значит, символизм через полгода станет для них результатом естественного развития литературного процесса, а термин "символ" не будет пугать философской наполненностью и многозначностью.
Так проходит Мастерская всегда: рождается знание, но появляется новый вопрос, в свою очередь, порождая вновь незнание и жгучее желание узнать. Как говорил герой нашего рассказа Черный монах о цели вечной жизни: "Как и всякой жизни - наслаждение. Истинное наслаждение в познании, а вечная жизнь представит бесчисленные и неисчерпаемые источники для познания..." А это главное. Поэтому неудивительно,
когда в Книге отзывов появляются такие вот записи:
А - Абсурдность жизни - бытия,
Н - Ничтожность, суетность, грызня,
Т - Тоска, любовь как нелюбовь,
О - Один - всегда один - и вновь
Н - Нарушен нужный судеб ход;
Ч - Честь, долг, достоинство - не в счет;
Е - Есть в мире истина иль нет,
Х - Хозяин жизни - раб примет?..
О - Об этом нет нужды узнать -
В - В неведенье приятно спать!
Думается, что такая форма организации урока, как "Экскурсия...", вполне перспективна, ведь музеи бывают разные, не только книги, но и слова (этимологические, например, этнографические, частей слов...), могут быть и географические, и физические... Тем и хороша Мастерская, что может вписать в себя все что угодно; дает волю для творчества и учителю, и ученику. Мастерскую не удается часто проводить по двум причинам: требует большой подготовительной работы и от Мастера, и от подмастерьев; кроме того, обучение в режиме диалога - это своеобразный праздник общения, общения друг с другом, с учителем, с книгой, когда возникает не просто необходимость в новом знании, а потребность в нем, причем срочно, сейчас... И именно это определяет дух, настрой Мастерской, а следовательно, и высокую результативность такой формы занятий.
А потом у учителя остаются все экспонаты в качестве наглядного пособия. Можно провести с их помощью зачетную работу по творчеству Чехова, можно использовать в качестве "вещественного доказательства" в уроке-игре "Чеховский детектив" - дети будут благодарны своим предшественникам за декорации этого маленького представления. В любом случае художественная деталь станет не просто абстрактным понятием; материализовавшись, она застрянет в памяти и всплывет в нужный момент, рождая ассоциации: "Черный монах" - черное солнце в "Тихом Доне" - "Черный человек" Есенина...; ЧУДО дарения себя не происходит с Онегиным, Печориным, "зорко сердце" у Татьяны, у Обломова...