Антон Павлович Чехов жил и творил более века назад. Но, несмотря на это, вопросы, затрагиваемые Чеховым в его творчестве, до сих пор актуальны, так как они главные во все времена – в чем смысл жизни, каким должен быть человек? Рассмотрим тот самый вопрос на примере произведения «Ионыч».
В рассказе «Ионыч» Чехов рисует картину жизни молодого земского врача, который живет и работает неподалеку от города С. Чехов характеризует сначала обитателей этого города на примере самой образованной семьи, семьи Туркиных. Жена описывает никому не нужные романы, в которых полно того, чего не бывает в жизни, и которые она потом прячет в шкаф. Муж упражняется в каком-то своем языке, выработанном им в течении лет: «недурственно», «большинский», «здравствуйте, пожалуйста…» Дочь Катя, Котик играет на фортепиано. Характеризуя ее игру, Чехов постоянно употребляет глагол «ударить», то есть стремится подчеркнуть ее неспособность к игре на пианино. Вот это самая образованная семья в городе С. Легко представить себе, что же представляют собой остальные обитатели города. И вот в С приезжает Дмитрий Ионыч Старцев. Вначале это – активный молодой человек, который полон жажды труда, стремления познать непознанное, живого интереса к литературе, искусству. Для него смыслом жизни является труд, лечение больных, которому он отдает все свое время; у него более того бывают заняты праздники. Старцев первое пора пытался заговорить с жителями города на интересующие его темы, но очень скоро понял, что «пока с обывателем сидишь за одним столом или играешь в карты, это неглупый и добродушный, в общем, человек, но стоит заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, то он заведет такую философию, что ничего не остается совершать, как отойти от
Таким образом, всей своей жизнью, всем своим творчеством Чехов боролся за красивого человека в широком смысле этого слова, за душу человека, за все то лучшее, что есть в нем. «Берегите в себе человека!» – призывал Чехов. И с этой точки зрения он близок мне. Трагедия же «маленького человека» в том, что все его устремления направлены вовне: слабый, нерешительный и беспомощный, он первым делом придумывает себе удобную и неуязвимую форму, в которой он – как ему кажется – будет чувствовать себя уютно и безопасно.