А. Чехов - выдающийся российский прозаик и драматург. Он поднял на недосягаемую высоту жанр рассказа-новеллы и сказал новое слово в драматургии.
В 1884 году выходит первый сборник рассказов Антона Павловича Чехова, положительно оцененный критикой, - “Сказки Мельпомены”, в который вошли шесть рассказов из жизни людей театра.
1884 год показался чрезвычайно удачным для Чехова. Заканчивая университет, он уже был автором таких прекрасных произведений, как “Хирургия”, “Хамелеон”, “Жалобная книга”, “Смерть чиновника”, “Толстый и тонкий”, которые позже будут считаться программными в его творчестве. Все они выросли из небольших историй, анекдотов, смешных сценок и в сущности превратились в сатирическое разоблачение современной Чехову действительности. Его рассказ – новеллы - это эпические произведения, в которых ставятся большие морально психологические проблемы.
1886 год стал переломным в творчестве Чехова. Выпустив в мир книгу “Пестрые рассказы”, он словно подбил итог сделанному, чтобы перейти на новую, высшую ступень творческого развития.
В своей литературной деятельности Антон Павлович не забывал о том, что он врач. Врачи становятся главными героями его произведений, да и психологию своих персона жив он описывает с чисто медицинской тщательностью. Даже незнакомым с биографией Чехова читателям станет понятно, что писатель створивший такие произведения, как “Палата № 6”, “Случай из практики”, “Скучная история”, “Припадок”, - врач за пофесиею. Другие рассказы письменника- “Черный монах”, “Человек в футляре”, “Ионич”, “Дама с собачкой”, - также стали шедеврами, в которых мы видим глубокий анализ действительности, данный в викинчених художественных обидах. Писатель отказывается от моральной проповеди, глубоко исследуя вместо этого жизненные явления.
Медицинская практика, без сомнения, расширила и жизненный опыт писателя: ведь к нему шли люди не только с разными заболеваниями, но и с разными долями. Потому нет ничего странного в том, что в чеховских произведениях встречаются разных характеров и социальных слоев. Однако критика часто обвиняла Чехова в том, что в своих рассказах он изображает мрачный и серый мир, в котором нет места “живому человеку”, будто этот мир видится глазами больного. Однако писатель за своим нравом был веселым и жизнерадостной человеком. Он был привязан к своей семье, любил сестру и братьев.
Палата №6. Рассказ и повести 90-х годов, направленные против жестокой и вульгарного жизни. Этот рассказ написан по возвращении Чехова из о. Сахалин. Образ тюрьмы преследует писателя и палата №6 - это тюрьма.
“Всюду - палата №6. Это Россия” (Лесков). Повесть начинается с описания флигеля больницы, там расположенные душевно больные. Тяжелое впечатление создается после описания флигеля, а еще больше увеличивается из описания пылать и сторожем Никитой.
Больные похожи на арестантов, больница на тюрьму, где все перемешалось и тяжело отличить нормального человека от сумасшедшего. Единственный человек способен трезво рассуждать это душевнобольное І.Д. Громов. Доктор Рагин говорит, посещая его в страшной палате: “Если бы вы знали друг мой, как мне поднадоели общее бездарность, бездумность, тупость и с какой радостью я каждый раз разговариваю с вами. Вы умный человек и я наслаждаюсь вами”.
Жизнь среди нормальных людей, свела его с ума, и он занемог манией преследования, очень распространено заболевание то
Громов болезненно реагирует назло, несправедливость, беззаконие. Он не перестает протестовать, возмущаться, и не теряет веры в то, что рано ли поздно правда наконец восторжествует.
Иначе смотрит на жизнь доктор Рагинь. “При всякой обстановке мы можем найти успокоение в самом себе”. Отталкиваясь от этой идеи Рагель не вмешивается в дела больницы, не пытается изменить положения больных: “ В своей нечестности виноватый не я а время”.
Чехов восстает против насильственного взгляда на жизнь, удобного для тех, кто сам не страдает. Устами Громовая автор осуждает Рагина: “Нас держат здесь за ґратами, гноят, мордуют, но это прекрасно и разумно, потому что между этой палатой и теплым кабинетом нет никакой разницы.
“Муки пренебрегаете, а по-видимому прищеми вам палец дверями, закричите во все горло”.
Лишь перед смертью Врагель понял правду Громовая, правду тех, кто не хочет, не может мириться с насилием. Когда в палате №6 Никита бьет его, это событие освещает пронзительным светом неправда его жизни и ее философского мировоззрения. Наступает пробуждение совести, появления чувства вины, в голове его мигнула страшная, нестерпимая боль, что такую же точно боль должны были испытать годами эти люди. Рагин умер не от побоев Никиты, а от борьбы совести, которая проснулась.
“Ионич”
В рассказе «Ионич» А.П.Чехов показывает постепенную деградацию человека, который превращается под воздействием среды из молодого энергичного врача у жирного, апатичного обывателя.
В город С. приезжает Дмитрий Ионович Старцев – молодой земский врач, который захвачен работой, стремлением помочь людям, сделать что-то незаурядное. Работа составляет для него смысл жизни, ради нее он отказывается от развлечений. Однако ему советуют бывать в «самой образованной в городе семье» Туркиних, что в действительности была вполне посредственной, но с потугами на оригинальность. Старцев начинает бывать в Туркиних, влюбляется в их дочь Екатерину Ивановну и даже пытается присматривать за ней.
Примечательно, что когда доктор поехал делать предложение Екатерине Ивановне, по пути рассуждал, сколько дадут приданого. Екатерина, представив себя талантливой пианисткой, отговаривает Старцеву, и он горевал целых три(!) дня.
Проходит время. Дмитрий Ионович обзавелся практикой, пополнел, по-старому нигде не бывает – но уже не через служение медицине, а через ее прибыльность. Когда же, через четыре года, Екатерина приезжает погостить и, встретив Старцева, восторженно викликуе о том, как прекрасно помогать страданиям, Ионич думает о том, с каким удовольствием он вынимает каждый вечер деньги из кармана. И огонек, что едва зажеврився в его душе, опять погас.
Ионич превратился у толстого, раздражительного, ленивого душой обывателя, владельца имения и двух домов в городе. И никто и ничего большего его не интересует, кроме денег. «А хорошо, что я тогда не женился!» – думает Ионич.
«Среда заела» – так объясняли в начале века подобные метаморфозы. Но Дмитрий Старцив был неглупым человеком и осознавал, что с ним происходит – и тем глубже трясина обывательщины, в которую он погружался. Должен сам Ионич, значит в нем исконно сидел ленивый обыватель, а то, которое было в нем хорошего, растущего, светлого, не смогло пробиться через эту лень и искреннюю неуверенность.