Страшная сила его таланта именно в том, что он никогда ничего не выдумывает от себя.
М. Горький
Рассказ «Толстый и тонкий» — одно из ярчайших произведений Антона Павловича Чехова.
Главная идея рассказа состоит в обличении чинопочитания. Этот порок губит личность, унижает ее достоинства. Ведь человек, осознанно унижающийся перед другим человеком, уже никогда не станет полноценной личностью в этом мире. Вот поэтому порок надо обличать, надо показывать его пагубность для других. Данное произведение было написано в конце XIX в., но оно не теряет своей актуальности, так как до сих пор существуют люди, поднимающиеся в должностях благодаря низкопоклонству, и чиновники, готовые слушать похвалы и лживые комплименты в свой адрес.
Изначально фабула рассказа была другой. Толстый должен был «распекать» тонкого по службе, но потом Чехов изменил сюжет и вывел на сцену маленького человека, который сам себя загоняет в положение раба. Таким образом, Чехов как бы дает понять, что не всем; имеющим высокий чин, приятно чинопочитание и не все мелкие чиновники притесняются вышестоящими. Раболепие, преклонение перед чином, по Чехову, заложены в психологии маленького человека. Это духовная болезнь общества.
Чехов почти во всех своих рассказах обличает человеческие пороки, но обличает их в юмористической форме, придумывая забавные сюжеты, обстановку в которой происходит действие и, наконец, смешные имена и фамилии главных героев. Юмор — вот главное оружие Чехова против пороков, царящих в обществе. Против пошлости и чинопочитания. Но смех Чехова — это смех сквозь слезы. Все это придает его произведениям особый интерес.
В рассказе «Толстый и тонкий» мы наблюдаем резкие изменения в поведении Порфирия после того, как он узнает, кем служит его друг, с которым он когда-то учился в гимназии. Тонкий вдруг «побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой, казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились». Как мы видим, изменения произошли существенные, так как Порфирий перед этим с другом разговаривал смело, притом говорил почти один он. «Милый мой! — начал тонкий после лобызания. — Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. ...Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним». В этом своеобразном монологе видно хвастовство тонкого: и что жена у него лютеранка, и сын в гимназии учится, и сам он коллежский асессор. И все это
поначалу очень даже искренне. Однако стоило толстому сказать, что он «до тайного дослужился», куда девалась
Чехов показывает нам этой метаморфозой слабость характера мелкого чиновника, который является собирательным образом. Чины в то время, когда было написано произведение, имели большое значение не только в служебных отношениях, но и в общественной жизни, что характерно и для нашего времени.
Во всех чеховских рассказах рисуются не только портреты главных героев, но прослеживается их поведение, смена настроений. Чехов хочет как можно полней передать эмоциональное состояние главных героев рассказа: спокойствие и надменность толстого, трусость и нелепость тонкого. В произведении много диалогов, можно сказать, что весь рассказ состоит из описаний настроений и речи персонажей. Писатель использует в основном простые предложения со множеством однородных членов, сложными предложениями он пользуется редко, что свидетельствует о скудности речи персонажей или об их эмоциональном напряжении. Если посмотреть другие произведения Чехова, то можно понять, что это является своеобразием стиля писателя.
В рассказе «Толстый и тонкий» много незаконченных фраз как в начале, где тонкий еще не сконфужен, а заикается только от волнения при встрече, так и в конце, где Порфирий просто не может нормально говорить от страха перед высшим чином: «Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги.... Это вот, Ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом....» В рассказе также много восклицаний, что свидетельствует об эмоциональной напряженности тонкого, перерастающей в страх перед высшим чиновником, который передается и всей семье Порфирия: «Длинный подбородок жены стал еще длиннее. Нафанаил вытянулся во фунт и застегнул все пуговки своего мундира».
В произведении много описаний тонкого, но совсем мало описаний толстого. Но даже из столь малого количества информации мы можем понять характер Михаила, занимающего высокий пост тайного советника, но не имеющего таких черт характера, как высокомерие и пренебрежение к людям ниже его рангом. Он рад встрече со старым другом, ему приятно послушать, как тот живет, но всю радость встречи и все удовольствие от разговора обрывает унизительный тон старого друга. Не принуждал же он тонкого так пресмыкаться. «Ну, полно! — поморщился толстый. — Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание». Михаилу становится противно находиться рядом с ним, он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку. Тонкий понял это, но все равно не изменил своего поведения, хоть и знал, что Михаил осуждает его. Концовка рассказа заставляет читателя задуматься над тем, что такой порок, как преклонение перед чинами, еще долгое время будет неистребим.
Рассказ «Толстый и тонкий» читается и в наше время, так как написан эмоциональным, но в то же время лаконичным языком, с тонким юмором, а проблема, поднятая в произведении, актуальна и сейчас.