В пьесе «Чайка» затронуто много жизненных проблем. Вместе из тем за бытовыми деталями кроется чрезвычайный лиризм. «Чайка» построена не на остросюжетном драматическом действии, а на глубоком психологическом анализе характеров. Чехов открыл трагедию будничности, показал ее в сценических образах. Он изображает не события, а людей, чье поведение, жизненная позиция становится фактором определенных событий. Чехов выносит сценически «удобные» эпизоды за сцену. Например, в пьесе есть по меньшей мере два эпизода, которые в традиционной драматургии были бы обыграны. Первый - попытка Треплива покончить жизнь самоубийством после провала его спектакля и «измены» Нины. Второй - самоубийство Треплива «в конце пьесы». Такой отказ от эффектных сцен был подчинен авторскому замыслу: показать характеры людей, их отношения, проблемы, которые возникают по недоразумению. Каждый герой имеет свою задачу в творческом замысле автора. Поэтому он избегает внешних эффектов, а принуждает внимательно следить за всеми героями. Язык каждого персонажа имеет «подтекст».
Важную роль в чеховских пьесах сыграют паузы. Они будто дополняют подтекст и возникают тогда, когда герои не могут и не хотят говорить о сокровенном. В третьем действии, например, Нина и Тригорин прощаются перед отъездом. Нина дарит ему медальон на память. Тригорин обещает помнить девушку такой, которой увидел ее впер
Называя это произведение комедией, Чехов будто подчеркивает, что главная героиня его пьесы - будничность, которая расточает лучшие человеческие чувства и отношения, которая разрушает личность и делает характеры мелочными, почти комическими. «Чайка» была той «первой птицей», что принесла обновление в русскую драматургию.