ШЕЙЛОК (англ. Shylock) — герой комедии У.Шекспира «Венецианский купец» (1596-1597). По сюжету пьесы Ш.— еврей-ростовщик, ссужающий деньги купцу Антонио под залог фунта мяса из его собственной груди и упрямо добивающийся по суду выполнения заключенного между ними договора. По мнению некоторых исследователей, прототипом Ш. мог послужить венецианский купец-еврей Алонсо Нуньес де Херейра, захваченный в плен герцогом Эссексом во время похода на Кадис в 1596 г. Попав в Лондон, он прожил там четыре года и покинул Англию в 1600 г. Несомненное влияние на замысел Шекспира оказал процесс по делу придворного врача Родриго Лопеса — португальского еврея, обвиненного в попытке отравления королевы Елизаветы I по сговору с наследником испанского престола и казненного в 1594 г. Приведенные факты показывают, что характер шекспировского Ш. нельзя понять, не учитывая реального положения евреев в тогдашней Англии, и прежде всего того, что евреи были изгнаны из страны по указу Эдуарда II в конце XIII»Шв. и вернулись обратно лишь во времена Кромвеля (середина XVII»Шв.). Таким образом, в современном Шекспиру Лондоне к коренному населению страны принадлежали только крещеные евреи. Пьесы о евреях были очень популярны у английской публики конца XVI — начала XVII»Шв., и Шекспир, выводя в качестве главного действующего лица своей комедии еврея, следовал уже существующей сценической традиции. Как показывают специальные исследования, большинство драматургов того времени (К.Марло, Р.Грин и др.) изображали евреев с религиозной ненавистью. Еврей был для них чужестранцем, чернокнижником, губителем христиан, подручным черта и т.д. Такого рода контекст и продиктованный им характер зрительского восприятия не мог не сказаться на образе шекспировского Ш. По замыслу Шекспира Ш.— комический злодей. Отсюда существовавшая в Англии на протяжении полутора столетий традиция исполнения роли Ш. комедийными актерами, игравшими его в ярко-рыжем парике с ужимками сценического клоуна. «Он был с рыжей бородой, лицом похожий на ведьму, на нем еврейская одежда, пригодная для любой погоды, подбородок у него был крючком кверху, а нос — крючком книзу, и кончики их сходились»,— писал о Шейлоке актер Томас Джордан в 1664 г. Вместе с тем основной конфликт пьесы между Антонио и Шейлоком основан не только на религиозно-национальной неприяз
Лит.: Friedlander G. Shakespeare and the Jew. L., 1921; Lancia M. The Shylock Myth. L., 1942; Ferret M. Shakespeare’s Jew: Preconception and Performance. Shakespeare Studies. Vol. 20. 1987; Островский С. Образ еврея на елизаветинской сцене// Театр. 1992. №10.