Школьное сочинение о начале XVII в., о столкновении мира, в котором господствуют «сила золота и пагубные страсти», со старым миром жестокого феодального насилия чтобы поколебать светлую веру гуманистов в торжество добра, человечности, чести. Именно в те времена английский драматург Уильям Шекспир создает наиболее философское и самое проблемной произведение – трагедию «Гамлет». И Принц Гамлет, главный герой трагедии, сначала предстает перед нами как типичный интеллигент-гуманист, который искренне верит в человека – «совершенного из все созданий». Он – студент одного из престижных университетов своего времени, окруженный друзьями. Преисполненный горячей любовью к жизни, герой не знает, что его представление о мире и реальная жизнь – разные вещи. Но вскоре он это поймет, и два противоречивых чувства завладеют его душой.
Вернувшись в Датское королевство после неожиданной смерти отца, принц узнает, что мать, королева Гертруда, не успев сбить «башмаков, в которых она за гробом мужа шла в слезах», выходит замуж за ничтожного и хитрого Клавдия, который и отравил короля. Принц клянется отомстить негодяю, и отныне месть становится смыслом его жизни. В знаменитом монологе Гамлета о человеке автор показывает, что в принце начинается разрушительная борьба между идеальными представлениями и жестокой реальностью.
«Что за мастерское произведение человек! Какой благородный ум! Какой безграничный дар! Как поражает и удивляет целостность фигуры и дела! Действием подобен ангелу! Умом – божеству. Красотой – вселенной! Совершеннейший из всех созданий». Подлое убийство отца, непристойное и позорное замужество матери с Клавдием, вероломство придворных, предательство друзей и малодушная слабость любимой, – все это, наполняя душу невыносимыми страданиями, безжалостно сталкивает принца с проблемами реальной жизни. Приходит горькое прозрение того, что «Дания – тюрьма», «время – свихнулось, ад «свихнулся». Надев маску шута, Гамлет вступает в неравный смертельный бой. Он убивает Полония, который шпионит за ним, раскрывает измену своих университетских товарищей, отказывается от Офелии, которая не может противостоять злу и втянута в интригу против Гамлета. Не о воздаянии за личную обиду или только о мести за уби
В решении этого вопроса и заключается сущность трагедии Гамлета – трагедии личности, которая пришла в мир слишком рано и отчетливо увидела его несовершенство. Это трагедия ума. «Так разум пугливыми нас делает, яркие краски внезапной отваги от размышлений теряют цвет свой, а намерения высокие, чуть родившись, умирают, еще не воплотившись в действие». Отсюда и скорбь Гамлета, который осознает, что в борьбе со злом единственно возможным способом является то самое зло, применение которого искажает и искажает самую благородную цель. Отсюда почти отчаянный крик, вырывается из груди Гамлета перед встречей с матерью: «Не предай природы, сердце, не позволь Нероновой душе войти в эти грудь. Пусть буду я жестоким – и не зверем, пусть ранит острое слово – не кинжал, душа и мой язык пусть лицемерят».
В нем все кипит, клокочет, вздрагивает, он действительно близок к безумию, потому что зрелище господствующего зла невыносимо для него. И Гамлет наконец принимает решение.
Взяв на себя личную ответственность за мировое зло, за все несовершенства и страдания людей на земле, остро, чувствуя свое одиночество и осознавая свое бессилие, Гамлет все же бросается в бой и гибнет как борец, завещая нам образец поведения человека и понимание того, каким смелым должно быть его мнение, какими светлыми должны быть его помыслы, и совесть, и душа в борьбе за высокие человеческие идеалы.
Трагедия Шекспира поднимает вечные проблемы: противоречие между идеалом и действием, целью и средствами его достижения, роли личности в истории и, наконец, в чем заключается смысл жизни каждого человека.