КЛАВДИЙ (англ. Clawdius) — центральный персонаж трагедии У.Шекспира «Гамлет» (1602). В основе пьесы — средневековая скандинавская сага о принце Амлете, описанная в латинской хронике XII»Шв. Саксоном-Грамматиком. Фабула саги напоминала библейскую легенду о Каине и Авеле: датский король Рорик сделал наместниками Ютландии братьев Горвендилла и Фенгона. Горвендилл вскоре отличился военной доблестью и умением вести хозяйство. За это Рорик отдал ему в жены свою дочь Геруту, которая родила Горвендиллу сына Амлета. Фенгон из зависти убил брата и стал правителем Ютландии. Обманутая им Герута, которой он внушил, что ее муж пытался лишить ее жизни, вышла замуж за деверя, как за своего спасителя. Амлет, знавший правду, прикинулся слабоумным и много раз обманывал подосланных королем шпионов, инсценировал собственные похороны, а потом вернулся на родину и убил отчима, после чего долго и счастливо правил Ютландией. Мотав мести отчиму за вероломно убитого отца встречался еще в античности (миф об Оресте, убившем Эгисфа). Уделяя внимание центральной фигуре (Оресту, Амлету или Гамлету), исследователи мало писали о короле-убийце. Что касается Фенгона, средневекового Каина, то известен лишь сам факт его преступления. К. в трагедии Шекспира предстает более полнокровной и яркой фигурой, дающей материал для различных истолкований. Художники изображали К. то грустным меланхоликом (на картине немецкого живописца Даниэля Ходовецкого), то
шкипером-флибустьером, походящим на Синюю Бороду (у англичанина Мэклайза), то убеленным сединой старцем (на рисунке Морица Реча). К. — макиавеллист, гениальное воплощение идей, заложенных в трактате «Государь», где, например, сказано: «сохраняют благополучие те, чей образ действий отвечает особенностям времени». К. злодей ренессансный, и его «образ действий» строится на воле, энергии и хитрости и направлен на сохранение целостности государства. Гамлет, в своей жажде справедливости, упустил из виду Фортинбраса, желавшего прибрать Данию к рукам. Фортинбрас — враг отца Гамлета, претендует на датскую территорию и после смерти всех героев трагедии получает ее без всяких усилий. Таким образом, К. играет даже положительную роль, если рассматривать его с государственной точки зрения. «Жестокость применена хорошо в тех случаях, когда ее проявляют сразу и по соображениям безопасности» — для этого прототипом К. Фенгоном и была придумана история с покушением короля на жизнь жены. Слова К. — одно, поступки — другое, мысли — третье. К. на словах медоточив и благостен, на деле — коварен. Он остался бы победителем, если бы вспомнил еще одно замечание Макиавелли: «всякий, кому не дорога жизнь, может совершить покушение на государя, так что нет верного способа избежать гибели от руки человека одержимого». Именно таким человеком был Гамлет: желание возмездия приобрело над ним такую силу, что у К. не было никаких шансов на спасение.