В последнее время очень остро встает вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Труда в самом широком смысле слова. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к экологической катастрофе. Результаты непродуманных социальных экспериментов мы постоянно ощущаем на себе. Об одном эксперименте идет речь в повести М. Булгакова «Собачье сердце». Чисто научное любопытство профессора Преображенского, который пересадил собаке гипофиз человека, приводит к появлению на свет необычного существа - Полиграфа Полиграфовича Шарикова.
А масштабный эксперимент, производимый в настоящее время в стране, неожиданно показывает, что новое общество - это именно то, что надо таким монстрам, как Шариков! Соединяющий в себе прошлое бродячей собаки и беспутного пьяницы, Шариков рождается с одним чувством - ненавистью к тем, кто его обижал. И чувство это как-то сразу попадает в общий тон классовой ненависти пролетариата к буржуазии (Шариков читает переписку Маркса с Каутским), ненависти бедных к богатым (распределение квартир силами домового комитета), ненависти необразованных к интеллигенции. Получается, что весь новый мир построен на ненависти к старому. Ведь для ненависти многого не надо. Шариков, чьим первым словом было название магазина, где его обварили кипятком, очень быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. У него даже есть духовный наставник - председатель ДомКома Швондер.
Шариков подходит Швондеру - у него низкое социальное происхождение и пустое сознание. И карьера Шарикова поистине удивительная - от бродячего пса до уполномоченного по уничтожению бродячих кошек и собак. Ну, кошки еще понятно - пережиток прошлого. Но собак-то за что? И тут проявляется одна из основных черт Шарикова: ему полностью чужда благодарность. Наоборот, он мстит тем, кто знает его прошлое. Он мстит себе подобным, чтобы доказать свое отличие от них, самоутвердиться. Желание подняться за счет других, а не ценой собственных усилий характерно для представителей так называемого нового мира. Швондер
Когда Шариков был собакой, к нему можно было испытывать сочувствие. Совсем незаслуженные лишения и несправедливости сопровождали его жизнь. Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на месть? Ведь жизнь сделала их такими озлобленными и жестокими? Разве Преображенский, во время голода и разрухи живущий в пяти комнатах и каждый день шикарно обедающий, думает о голодных нищих и социальной справедливости? Плохо то, что люди не думают о социальной справедливости. Они думают только о себе. Справедливость в их понимании - это пользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. О том, чтобы создать что-нибудь для всех, речь вообще не идет. Об этом и говорит профессор Преображенский: «Разруха - в головах. Каждый перестает делать дело, а занимается только борьбой за кусок. Почему после революции надо ходить в калошах по коврам и воровать шляпы в передних? Люди сами творят разруху. В новом обществе к власти приходят рабы, которые ни в чем не изменили свою рабскую сущность. Только вместо угодливости и покорности к вышестоящим у них появляется та же холуйская жестокость к зависимым от них людям и таким же, как они. Власть получили ранее культуры, образования, и результаты этой ошибки удивительны».
В повести Булгакова профессор Преображенский сам исправляет свою ошибку. В жизни сделать это гораздо сложнее. Прекрасная собака Шарик не помнит, что была уполномоченным Шариковым и уничтожала бродячих собак. Нынешние Шариковы такого не забывают. Раз получив власть, они добровольно не отдадут ее. Поэтому социальные эксперименты, на волне которых поднимаются Шариковы, опаснее всех других экспериментов. И поэтому новые Преображенские должны хорошо представлять себе, что именно выйдет из их открытий, к чему приведет их равнодушие. В жизни за ошибки приходится платить слишком большую цену. Ведь даже обратное перевоплощение Шарикова не снимает проблему в целом: как изменить мир, где все дороги открыты Шариковым и Швондерам.