Изображая борьбу швейцарских патриотов, писатель как «гражданин мира» мечтал об освобождении всего человечества. В пьесе поднимаются важные философские проблемы: свобода и насилие, роль личности в историческом процессе, духовное единство народа, моральное сущность человека, принципы гармонического общественного порядка. Эти проблемы чрезвычайно волновали деятелей Просвещения. Писатель-Просветитель защищает права всех народов на национальную самобытность, свободная счастливая жизнь и мирную работу. Он утверждает идее социального равенства, разоблачает несправедливые порядки, которые приводят к общественному расслоению и порабощению. Шиллер отстаивает ценность личности независимо от ее социального положения, верит в творческие возможности людей, их способность к преобразованию мира.
Впервые в творчестве Шиллера на первый план выходит изображение народа как главного героя произведения. В пьесе действуют земледельцы и пастухи, охотнике и рыбака, жизнь и работа которых тесно связанные с родной землей. Автор воспевает давние времена, когда народ жил свободно и независимо, а земля «принадлежала всем, кто был с ней сердцем в согласии».
Вывод. Драма «Вильгельм Телль» – глубоко народное произведение, пронизанное просветительскими демократическими идеями. В нем на историческом материале показана жизни народа и его борьбу за независимость. Массовые сцены, диалоги, монологи героев воссоздают сложную историческую эпоху. В пьесе звучит сам голос народа, отображено его стремление и идеалы.
В пьесе изображена национально-освободительная борьба швейцарцев, их объединение вокруг общей цели, народное движение за свободу и справедливость. Эта тема звучала весьма актуально в условиях феадально – раздробленной и духовно разъединенной Германии XVIII ст. Исторические события прошлого автор спроектировал на современную ему действительность, призывая немецкий народ к борьбе за независимость и национальную самостоятельность.
Шиллер признает лишь справедливую месть и лишь освободительную войну. Жестокость Вильгельма Телля оправдана его высокой целью, так как он отомстил за все страдания народа, а не только за себя. Эту мысл
Но во время бури Геслер спасся. Тогда Телль сам решает восстановить справедливость и подвергнуть наказанию Геслера.
В произведении представлена широкая картина народных страданий. В начале пьесы один крестьянин рассказывает о том, как знатный австриец добивался его жены. Крестьянин защитил честь своего дома и женщины, зарубив обидчика топором, но теперь за ним гонятся австрійці, чтобы подвергнуть наказанию за совершенное.
Вильгельм Телль, который убил имперского наместника. Шиллер сознавался, что этот образ волнует его, так как дает возможность показать «народного героя».
Опорные понятия: историческая основа драмы, проблематика произведения, народности, средства создания образов, гуманистический пафос.
Итак, образ Вильгельма Телля воплощает наилучшие качества народа – смелость, мужество, гуманизм, справедливость, свободолюбие.
В оскорблении Вильгельма Телля воплощена авторская мысль о свободе духу и исключительность каждой личности. Вильгельм Телль, гордый и независимый, обнаруживает полную самостоятельность в своих взглядах и действиях, не торопится с выводами и полагается прежде всего на себя. Вильгельм Телль не кланялся шляпе Геслера, за что был наказанный жестоким приказом: попасть из лука в яблоко на голове своего малого сына. Вынужден выполнять настоящий приказ, охотник ощутил естественное родительское волнение: а вдруг ошибется, промахнется?.. Та рука его не вздрогнула, и он пустил стрелу прямо в яблоко, не зацепив мальчика. Тем самым Телль довел не только свою непревзойденную стрелецкую сноровку, а и силу духу. Однако Геслер не считает за нужное держать слово, которое он дал «простолюдину», и арестовывает Телля. Но кажется, что высшие силы помогают Теллю: во время бури ему решили руки, чтобы он помог руководить кораблем Геслера, и Телль, воспользовавшись возможностью, выпрыгнул на скалу, отдав приспешников ландфогта «на волю волн».