Драма Шиллера «Разбойники» - трагедия о дисгармонии в современном мире, о вражде и ненависти в человеческих взаимоотношениях. Узнав о жестоких преступлениях своего брата Франца, Карл Моор воспринял их как свидетельство несправедливости всего мира и взял на себя роль мстителя. Но форма его мести - разбойничество - противоречила его высоким намерениям. «Разбойники» открыли новый тип драмы - лирический, политически направленный, эмоциональный. Особое значение приобрела драма «Коварство и любовь» (1784), которую автор определил как «мещанскую трагедию» - популярный в просветительской литературе жанр. До этого персонажами трагедий были лишь монархи и вельможи, а мещан разрешалось изображать лишь в трагедиях. Интерес к историческому прошлому был показан в драме «Заговор Фиеско в Генуе» (1783). С 1791 года Шиллер вынашивал замысел трагедии «Валленштайн» (1800), которая, в конце концов, образовала трилогию.
По определению самого поэта, темой его произведения является трагическая судьба Европы. Такого же трагического звучания приобрела драма «Мария Стюарт» (1801), сюжет которой взят из истории Англии XVI столетия. В своем произведении «Орлеанскую деву» (1801) Шиллер сделал более сложной и идеализировал образ французской народной героини Жанны Д’Арк. Мотив борьбы между обязанностью и чувством героини стал частью конфликта выдающегося и естественного человека с предубежденным миром.
«Вильгельм Телль». Последнюю свою завершенную пьесу «Вильгельм Телль» (1804) автор задумал как народную драму. Ее народность заключае
К этому образу обращались поэты и драматурги не только в Германии, особенно усилилось внимание к этому персонажу в годы Французской революции. В начальных эпизодах драмы Вильгельм Телль - человек мирный и спокойный, он охотно помогает людям в беде, живет уединенно с женой и сыном Вальтером и не собирается ни с кем вступать в конфликт. Однако честь не позволяет ему терпеть унижение. Ненависть к имперскому наместнику Геслеру и стремление мести появляются после того, как ему задали жестокое испытание: за то, что он не кланялся герцогской шляпе, Геслер заставляет Телля сбить стрелой яблоко на голове сына.
Выстрел оказался удачным, но после этого Телль решил убить наместника. Он подстерег Геслера в горном ущелье и поразил обидчика стрелой в сердце. Смерть Геслера поднимает народ на восстание за свободу Швейцарии. В драме изображены образы не только представителей народа, а и вельмож, которые не поддерживали власть австрийцев и защищали своих крестьян. Это местный барон Аттингаузен и его племянник Руденц.