В последние годы история России подвергается переосмыслению и, прежде всего это коснулось событий революции и гражданской войны. Нет уже у людей былого восхищения подвигами красной армии, резкого неприятия белого движения. Но ещё тогда, в те далёкие 20-е годы, многие писатели стремились объективно показать происходящее, заставить читателя задуматься, переносили акцент с классового на общечеловеческое. Среди таких авторов – М. Булгаков с его романами: «Бег» и «Белая гвардия» и, конечно, М.Шолохов с его «Донскими рассказами» и «Тихим Доном». На мой взгляд, эти рассказы не оставят равнодушным того, кто интересуется историей России, кого беспокоит проблема войны и мира, кого волнует тема борьбы добра со злом. В «Донских рассказах» Шолохов показывает преступность гражданской войны 1918 года, её губительные, разрушительные последствия, как для России, для «тихого дона», так и для человека. На первом месте в рассказах стоят не столько идеологические убеждения героев, сколько вечный, общечеловеческий смысл трагедии. За годы войны и красные, и белые проходят процесс расчеловечивания. Все христианские и общечеловеческие ценности забываются ими. А, ведь, обратный процесс - вочеловечивания идёт гораздо труднее. По мнению некоторых критиков, лучшие рассказы донского цикла, такие как «Жеребёнок» и «Чужая кровь» представляют собой вариации на библейские темы. Шолохов, как бы интуитивно, исходит из признания того, что душа человека «- по природе христианка», как писал Б.л. Августин. Рассказ называется предельно просто, но за этим простым названием кроется большой смысл. Ведь, именно жеребёнок пробудил, пусть на короткое время, человеческое. Он заставил задуматься воюющих о будущем, о смысле происходящего. Он стал символом мирной жизни, символом всего мирного, светлого, которому нет места на войне. И читая рассказ, невольно приходишь к мысли, что его герои устали от крови, войны. Машина уничтожения должна быть остановлена самим человеком, способным откликаться на вечные заповеди. Доброта, материнская любовь, сострадание - должны быть сильнее войны! Недаром, рассказ начинается с описания рождения живого существа, хрупкого, нежного, беззащитного. Первое чувство, которое испытывает новорожденный жеребёнок-ужас. Крохотный огонёк жизни сопротивляется безумию войны. Но материнская любовь оказывается сильнее ужаса войны. « Рыжая кобыла любовно облизала первенца, а тот, припадая к набухшему вымени матери, впервые ощутил полноту жизни и незбывную сладость материнской ласки». Материнская любовь сильнее разрушения и смерти, под её влиянием в человеке появляется человеческое. Первой мыслю Трофимова было убить жеребёнка, а в конце рассказа он жертвует собой, спасая его. Делая свой выбор Трофимов знал, наверняка, что белоказаки не пощадят его. Но он отдал всё–таки свою жизнь за «меньшого брата». Так, на мой взгляд, Шолохов показывает, как человеческ