М.А.Шолохов – один из крупнейших и талантлевейших советских писателей, вся жизнь и творческая деятельность которого посвящены борьбе за осуществление тех целей, к которым стремится весь народ, за мир во всем мире. В его творчестве исторически верно отражены переломные моменты в жизни нашей страны: гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война. С
художественной правдивостью писатель рисует действительность во всей ее сложности, противоречиях,конфликтах и трудностях, показывает преодоление этих трудностей и победное движение народа.
Одним из лучших произведений
писателя является роман “Поднятая
целина”, рассказывающий о деревне в годы
коллективизации. В романе ярко освещены
основные проблемы 30-х годов. Он
воспроизводит реальную политическую
обстановку в деревне в период
коллективизации, остроту и напряженность
классовой борьбы и расстановку сил в
этой борьбе, изображает сопротивление
кулаков и белогвардейцев, их
вредительство, ошибки и перегибы в
коллективизации, преодоление трудностей
под руководством коммунистической
партии, ее руководящую и направляющую
роль, неразрывную, органичную связь с
народом.
Партийная ячейка Гремячего Рога во
главе с Давыдовым, посланцем ЦК партии,
изображена Шолоховым в динамике: из
немногочисленной по составу и слабой по
влиянию, она становится крупной
организационной силой в строительстве
новой, колхозной жизни. В центре ее
Давыдов – образец истинного коммуниста и
пример умелого руководителя масс; рядом
с ним сельские коммунисты – Нагульнов и
Разметнов. Они показаны в процессе
роста, преодоления недостатков и
приобретения опыта руководства.
Сплоченность рядов партии и взаимопомощь
коммунистов в социалистическом
преображении деревни подчеркнуты
введением в действие коммунистов
агитколонны: Кондратько, умного и
толкового организатора, и Ванюши
Найденова, агитатора, умеющего найти
доступ к самому черствому сердцу.
В образе Давыдова Шолохов показал
типичного пролетария, рядового
коммуниста, умелого руководителя и
организатора народных масс.
В 30-е годы партия послала в деревню
25000 передовых рабочих, одним из
них был и Давыдов, слесарь Путиловского
завода. Шолохов не дает нам развернутой
биографии Давыдова, но из отдельных ее
штрихов и эпизодов создается ясное
представление о жизненном пути героя, об
условиях, определивших формирование его
взглядов и характера.
Тяжелое детство, нужда и лишения в
семье рабочего, сосланного в Сибирь за
участие в забастовке, горечь пережитого
унижения рано определили
социалистическое самосознсние Давыдова.
Служба во флоте, участие в гражданской
войне и работа на Путиловском заводе
способствовали формированию
коммунистического мировоззрения и
мужественного характера героя.
Идейная вооруженность, политическое
чутье и природный ум помогают Давыдову
разобраться в сложной обстановке
классовой борьбы в деревне, понять
соотношение классовых сил и найти
правильное партийное разрешение вопросов
практической работы. “Хутор был для него
- как сложный мотор новой конструкции, и
Давыдов внимательно и напряженно пытался
познать его, изучить, прощупать каждую
деталь, слышать …каждый перебой в
каждодневном неустанном, напряженном
биении этой мудреной машины.” Он глубоко
вникает в директивы партии и
политические статьи, руководствуясь ими
в своей практической деятельности,
знакомится с агрономической литературой.
Он зорко всматривается в людей,
подбирает надежный актив и, опираясь на
лучшую часть бедняков и середняков, с
помощью местных коммунистов осуществляет
поставленную перед ним партией задачу -
организует в Гремячем Логе колхоз.
Давыдов умеет заглянуть в будущее,
вырастающее из сегодняшней борьбы. Он
мечтает о времени, когда “машина будет
все тяжелое работать за человека”. Он
мечтает об освоении пустующих целинных
земель и строительстве заводов. “Все
принадлежащее нам, все в наших руках,
факт!”- говорит он. Мечта Давыдова о
будущем предугадывает то, что ощущается
и осуществляется в деревне в наши дни.
Коммунизм является для Давыдова той
высокой целью, для осуществления которой
он живет и работает, преодолевает
трудности и препятствия. Он готов отдать
свою жизнь за дело партии: “Если
понадобится, за партию… я за свою
родную партию, за дело рабочих всю кровь
отдам. Всю до последней капли”. Чувство
советского патриотизма является
руководящим и определяющим его
деятельность: цель его жизни – служение
народу и Родине.
Образцом героизма в выполнении
долга, мужества и непоколебимой
стойкости коммуниста является поведение
Давыдова во время разгрома колхозных
амбаров, когда он, рискуя жизнью,
защищает общественную собственность от
разъяренной толпы, пытавшейся под
влиянием агитации кулаков расхитить
колхозные семена. Понимая угрожающую ему
смертельную опасность он ни на минуту не
теряет твердости духа и решительно
заявляет:”До ночи буду водить, а ключей
нету… Не отдам!” Он готов погибнуть
ради общего блага, защищая интересы тех
людей, которые поддались влиянию врага.
“За вас же, проклятые… – неожиданно
звонко сказал Давыдов и повел по
сторонам посветлевшими глазами, – для
вас же делаем и вы же меня убиваете…
Ах, сволочи! Не дам ключей, понятно?
Факт, не дам!” Давыдов понимает, что
рассвирепевшая толпа действовала по
чужой указке, поэтому, забыв личную
обиду, он терпеливо разъясняет на
хуторском собрании смысл происшедших
накануне событий и причину их – кулацкую
агитацию. Твердым, решительным тоном
руководителя колхоза он заканчивает свою
речь на собрании требованием
безотлагательно приступить к севу:
“Поволынили, граждане, и будет… надо
работать, а не валять дурака…”
Давыдов знает народ, верит в него.
Он умеет разбудить силы народа и
направить их на создание новой жизни.
Дав
норму и блестяще развертывает
социалистическое соревнование. “Умру на
пашне, а сделаю! Ночью при фонаре буду
пахать, а вспашу десятину с четвертью,
иначе нельзя. Позор всему рабочему
классу,”- думает Давыдов, приступая к
незнакомой работе, и со свойственным ему
упорством и настойчивостью осуществляет
трудную задачу. Это еще более укрепляет
его связь с народом.
Шолохов рисует своего героя, не
скрывая его недостатков, следуя
жизненной правде. Он обобществляет, не
разобравшись в положении, скот и птицу и
сам же исправляет сделанное, он не сумел
распознать в Островнове врага и т.д.
Однако, образ Давыдова полон обаяния,
глубокой любви и уважения к простым
людям, сердечной чуткости и теплоты в
отношениях с ними, простоты и
скромности, непосредственности и
искренности, жизнерадостности и
оптимизма. В борьбе за счастье народа он
видит свое личное счастье, в успехах
социалистического строительства он видит
свое бессмертие.
Во второй книге романа Давыдов
показан на новом этапе развития, в
не менее сложной и острой обстановке
борьбы с замаскированными врагами. И
погибает он в честной схватке с ними как
настоящий герой.
Одним из главных действующих лиц
романа “Поднятая целина” является
секретарь гремяченской партячейки
краснознаменец Нагульнов. С первых
страниц романа автор дает его
характеристику: “резковат, весь из
углов… все острые”.
Сын зажиточного казака, он с ранних
лет возненавидел собственность и
проникся ненавистью к звериным нравам
старого мира, наблюдая их в окружающей
среде. Уйдя из родного дома, он стал
батраком. Во время империалистической
войны понял необходимость борьбы с
собственническим капиталистическим
строем. С фронта он вернулся
большевиком. Начал активно в гражданской
войне, отстаивая власть Советов. За
храбрость и отвагу получил орден
Красного Знамени.
Чувство революционного долга и
непримиримая ненависть к врагам являются
основными чертами Нагульного как
коммуниста. Отсутствие политической
дальнозоркости и умения разобраться в
конкретной обстановке – причины ряда его
ошибок и промахов. Увлеченный идеей
коллективизации, он стремится
осуществить ее как можно скорее. С этой
целью вместо разъяснения преимуществ
колхозной жизни, он принуждениями и
угрозами заставляет вступать в колхоз.
В тех случаях, когда Нгульнов
сталкивается с препятствиями, он теряет
выдержку, впадает в крайность и готов
принять самые решительные меры, не
учитывая обстоятельств и не считаясь с
директивами партии о коллективизации.
“Ты старыми партийными методами
работаешь, – говорит ему Давыдов. – А
сейчас – новое время, и не налеты, а
позиционные бои идут”. При всем этом
Нагуль нов беззаветно предан партии,
готов без колебаний отдать свою жизнь за
ее дело. “К партии я не ученым хрящиком
прирастал, а сердцем и всей пролитой
кровью”,- говорит он.
Макар не
представляет себе жизни без партии:”Куда
же я без партии? И зачем? Нет, партбилет
я не отдам! Я всю свою жизнь вложил…
всю жизнь… Мне жизня теперь без
надобности, исключите и из нее”, -
говорит он, когда приниимается решение
об исключении его из партии за перегибы.
Он не понимает всей сложности построения
социализма, торопится перескочить
необходимые этапы в процессе создания
колхозов. Теоретическая незрелость и
политическая наивность мешают ему
правильно руководить массами и приводят
к тяжелым ошибкам. Он, конечно, не враг.
“Путаник, но ведь страшно, свой же”, -
словами Давыдова автор выражает
сущность Нагульнова. Испытав сильное
потрясение после исключения его из
партии, Нагульнов решил застрелиться,
но, представив себе злорадство врагов,пришел к противоположному решению:
продолжать борьбу, хлопотать
о восстановлении. “А если нет – так я и
беспартийным буду сражаться с гадами”. И
Нагульнов активно включается в общую
работу. Трудный процесс идейной и
психологической перестройки Нагульнова
только намечен в последних главах
романа, ибо вместе с Давыдовым и
Нагульнов гибнет в схватке с врагами. В
создании образа Нагульнова проявляется
глубина психологического анализа
Шолохова и высокое мастерство
социально-психологической характеристики
в типически индивидуальном своеобразии.
В образе Разметнова представлен
другой тип сельского коммуниста 30-х
годов. Он председатель гремячинского
сельсовета, вырос в бедной казачьей
семье. В 18-м году, побывав недолго
дома, ушел в Красную Армию, сражался в
ее рядах, был ранен. В его отсутствие
белые казаки жестоко рассправились с его
семьей. Страшня трагедия глубко потрясла
Разметного и наложила отпечаток на всю
его жизнь: обострила ненависть к врагу и
укрепила желание бороться за “родимый
социализм”. Он ясно понимает цели и
задачи партии, но не всегда правильно
разбирается в конкретной политической
обстановке. У Разметного не хватает
политической зоркости. Во время
раскулачивания он проявляет чувство
жалости.
Сильный и мужественный в
открытой борьбе, он теряется и поддается
панике при столкновении с тайными
происками врагов, как например, во время
массового убоя скота гремяченцами. Но он
не упорствует в своих ошибках, а
стремится в них разобраться,
прислушивается к словам Давыдова. Он
органично связан с трудовым казачеством
и пользуется у них авторитетом.
В 30-х годах роман “Поднятая целина”
оказал большую практическую помощь в
разрабатывании сложных задач
социалистического преобразования
деревни, указал правильные методы
руководства массами, помогал
распознавать классовых врагов, помог
массе крестьян осознать смысл коренного
переворота в их жизни.”Поднятая целина”
была не менее своеременной книгой в 30-е
годы, чем роман Горького “Мать” в годы
его появления.