Сочинения по литературеШолохов М.А.Поднятая целинаОСУЖДЕНИЕ СТАЛИНИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ОСУЖДЕНИЕ СТАЛИНИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

...Как грозный дух он был над нами,

Иных не знали мы имен.

А.Твардовский.

В течение тридцати лет нашим людям внушалась мысль о ве-

личии Сталина, о его умении все предусмотреть и о том, что по

мере продвижения страны к лучшему будущему врагов становится

все больше. И чем громче хвалили Сталина, тем больше беззако-

ний и преступлений совершалось. Но и после его смерти долгие

десятилетия людей приучали к тому, что нужно думать, говорить

и писать так, как велено сверху. И многие на самом деле начали

верить в этот великий обман, а многие вынуждены были лицеме-

рить.

И вдруг несколько лет назад этот заговор молчания был на-

рушен. Наша литература сказала свое сильное и правдивое слово

о сталинизме, о его истоках и преступлениях. Вновь вспомнили и

то, что писалось после 20 съезда. Невозможно охватить все,

опубликованное о Сталине и его эпохе в последнее время. Да и

зачем делать это в школьном сочинении? Достаточно сказать, что

произведения Рыбакова, Гроссмана, Домбровского, Солженицына,

Дудинцева, Шаламова, Гранина и других написаны не только во

имя правды, но и во имя того, чтобы эта черная эпоха не возв-

ратилась вновь.

После того, как "Дети Арбата" Анатолия Рыбакова были на-

печатаны в журнале "Дружба народов", на редакцию обрушился по-

ток писем. Роман всколыхнул страну.

Особое место в нем занимает Сталин, мрачная и зловещая

фигура. События происходят в 1933-34 годах, когда культ лич-

ности стал принимать свои страшные формы. Заслугой автора яв-

ляется показ того, что сам генсек постоянно формировал свой

культ. В романе есть эпизод, когда Сталин настойчиво стремится

убрать из воспоминаний революционера Енукидзе одну "деталь",

которая говорит о том, что он, Сталин, даже и не знал о су-

ществовании подпольной типографии "Нина" в Баку. Ради своего

возвеличивания он готов пойти на все: залить страну кровью,

предать и обмануть всех, назвать белое черным и наоборот.

"Нужны неисчислимые материальные и человеческие жертвы. Если

при этом погибнет несколько миллионов человек, история простит

это товарищу Сталину". Такие мысли вкладывает Рыбаков самому

"вождю народов". К счастью, история не простила. А жертвы...

Жертвы были. Много. Так много, что до сих пор не удается точно

подсчитать их.

Рисует образы жертв и автор романа. Это и политики,

посмевшие бросить вызов Сталину, или в чем-то ему мешавшие

(Киров, дипломат Будягин и другие). Это и простые люди, как

студент Саша Панкратов, честный человек и истинный патриот. За

ним, его друзьями и миллионами других людей нет вины, но она и

не требуется. Их унижение и уничтожение нужны Сталину и его

окружению для утверждения своей власти и бесчеловечного режи-

ма. Пройдя вместе с Сашей и другими репрессированными "по му-

кам", мы отчетливо понимаем всю тяжесть вины сталинизма. Бла-

годаря писателю мне стала намного понятнее психология этого

диктатора, та легкость, с которой он слал на уничтожение массы

людей.

В отличие от Рыбакова, Василий Гроссман в романе-эпопее

"Жизнь и судьба" меньше останавливается на личности самого

Сталина, а больше исследует сталинизм как явление. Он тщатель-

но рассматривает систему личной власти и всеобщего подавления,

психологию старых большевиков, по головам которых генсек при-

шел к власти и без молчаливой поддержки которых не удержал бы

ее.

Писатель создает целую галерею образов, представляющих

систему сталинизма. Это и палачи, "мастера заплечных дел",

например, один из подручных Ежова, " энтузиаст 37 года" гене-

рал Неудобнов. Такие легко совершали самые чудовищные преступ-

лен

ия да еще оправдывали их высшими интересами. Есть и аппа-

ратчики высокого ранга. Например, Гетманов, один из секретарей

обкома Украины. Он предстает перед читателем как карьерист,

человек без принципов и биографии. Мастерски охарактеризован и

редактор республиканской газеты Сагайдак. Он искренне считал,

что можно и должно молчать о народе и голоде, землетрясении и

страшном пожаре на шахте. Главное - это "воспитывать читате-

ля". Это воспитание превращало людей в роботов. Встречаем и

генералов, способных ради красивого рапорта ни за что положить

тысячи солдат (подобные персонажи есть у К.Симонова). Видим

"ученых", которые по методу Жданова и Лысенко травят талантли-

вых, преданных науке людей, обвиняя их в "противопоставлении

себя коллективу", в "духе реакции и мракобесия" и прочих "гре-

хах". Вообще же роман грандиозен по количеству персонажей, в

большинстве своем реалистичных. Многие из им подобных встреча-

лись совсем недавно, а некоторые встречаются до сих пор.

Другой тип героев Гроссмана в романе представлен

Мостовским,Крымовым, Абарчуком. Эти представители старой гвар-

дии большевиков с тревогой следили за ненормальными явлениями

в обществе, за арестами своих бывших товарищей. Но они сковали

себя партийной дисциплиной. Подобная мораль запрещала им

выступать против линии "партии". Чувствуя ее неправильность,

они не нашли в себе мужества или решимости вступиться за опо-

роченных товарищей. Многие из них оставались при этом внутрен-

не честными, преданными старым идеалам. Но их фанатизм застав-

лял давать показания против невинных людей, признавать свои

несуществующие преступления, освящать своим авторитетом безза-

коние. Одни это делали по малодушию, другие- по слепой вере.

Так, опираясь на палачей, карьеристов и прихлебателей, с

одной стороны, и на слепо преданных партии большевиков- с дру-

гой, Сталин формировал свой культ. Благодаря автору я понял,

на чем держалась система сталинизма. Очень глубоки рассуждения

писателя и мысли, вложенные в уста героев. Они достигают боль-

шой силы обобщения. Гроссман говорит о том, что одно слово

диктатора могло уничтожить тысячи, десятки тысяч людей. Мар-

шал, нарком, секретарь обкома- люди, командовавшие вчера арми-

ями, республиками, областями, сегодня могли обратиться в нич-

то, в лагерную пыль, позванивая котелочками, ожидать баланды у

лагерной кухни. Вся политика была направлена на то, чтобы пол-

ностью искоренить дух свободы и инакомыслия. "Лагерю предстоит

слияние с запроволочной жизнью". Так передает писатель теорию

палачей, которые доказывают, что лагерь и есть высшее торжест-

во великих принципов. И как много сделано было этими преступ-

никами, чтобы превратить страну в единый лагерь! Колючая про-

волока и караульные вышки стояли чуть не в каждом уголке вели-

кой державы, опутывая ее. Вместе с писателем негодуем и мы.

В романе постоянно проводится параллель между лагерем

сталинским и лагерем фашистским. И не случайно вкладывает

Гроссман в уста гестаповского теоретика Лисса рассуждения о

национализме как о главной силе 20 века, о Гитлере и Сталине

как о вождях нового типа. И читатель не может не согласиться,

что всякая тирания, всякое беззаконие, поставленное в основу

государственной политики, всякое массовое пренебрежение инте-

ресами людей, оправдываемое "высокой" целью, родственны, каки-

ми теориями они ни прикрывались.

Осуждение сталинизма, преступлений и беззаконий в

рассмотренных (как и других) книгах полное. Нет места "идеям",

которые обрекают людей на роль бесчувственного строительного

материала в руках "вершителей истории".

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: ОСУЖДЕНИЕ СТАЛИНИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Слов:909
Символов:8131
Размер:15.88 Кб.