Цель: Сформировать у учащихся целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа м. а. Шолохова «тихий Дон»; показать взаимосвязь жизни и творчества писателя, обусловленность авторских позиций историческим контекстом; активизировать мыслительную деятельность учащихся средствами художественного слова (мыслительные операции по анализу произведений, сравнению и сопоставлению, по абстрагированию и конкретизации, по систематизации); формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма; приобщить учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям. Оборудование: Портрет м. а. Шолохова, текст романа, иллюстрации к роману «тихий Дон», опорные схемы, цитаты.
Прогнозируемые
Результаты: Учащиеся знают содержание романа; имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием. Тип урока: Комбинированный (урок-диалог).
ХОД УРОКА
Организационный Этап
Актуализация Опорных Знаний
III. Постановка Цели И Задач Урока.
Мотивация Учебной Деятельности
Учитель. На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вешенская вся в засыпи желтопесков. там, где Дон, выгинаясь, уходит от станции к Базакам, рукавом в заросли тополей отходит озеро, шириной с Дон в мелководье. В конце озера
Кончается и станица. Здесь, среди знакомой с детства природы родной донской степи, воспетой им, среди людей, которым он посвятил свои книги, постоянно жил и работал михаил александрович Шолохов. Отсюда, с привольного Дона родом и главный герой романа м. Шолохова «тихий Дон» — Григорий мелехов.
Неотвратимо «шагает» по страницам «тихого Дона» история, в эпическое действие втягиваются судьбы десятков персонажей, оказавшихся на перепутьях войны. Грохочут грозы, в кровопролитных схватках сталкиваются враждующие станы, и на их фоне разыгрывается трагедия душевных метаний Григория мелехова, который оказывается заложником войны: он всегда в центре грозных событий. Действие в романе развивается в двух планах — историческом и бытовом, личном. Но оба плана даны в неразрывном единстве. Григорий мелехов стоит в центре «тихого Дона»: почти все события в романе либо происходят с самим мелеховым, либо так или иначе связаны с ним. Нелегко сложилась жизнь Григория, трагически завершается его путь в «тихом Доне». Кто же он? Жерт ва ли заблуждений, испытавшая всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом, ставший жалким отщепенцем?
IV. Работа Над Темой Урока
1. лекция учителя (с элементами беседы)
(Учащиеся записывают на доске и в тетрадях ключевые слова для составления характеристики образа Григория Мелехова.)
♦ Каким же предстаёт перед читателями романа Григорий мелехов? (Ответы учащихся с использованием цитат из текста.)
— рассмотрим несколько эпизодов, чтобы получить представление о том, какие черты присущи герою, находящемуся на пороге грозных исторических событий. Григорий мелехов — самая яркая личность из героев «тихого Дона», неповторимая индивидуальность, натура цельная, неординарная. Он искренен и честен в своих мыслях и поступках (особенно сильно это проявляется в его отношениях к Наталье и аксинье). Самая яркая черта Григория — искренность, он никогда не врал самому себе.
Главного героя романа отличает острая эмоциональная реакция на всё происходящее, у него отзывчивое сердце. В нём развито чувство жалости, сострадания, об этом можно судить по таким, например, сценам, как «На сенокосе», когда Григорий нечаянно подрезал дикого утёнка (ч. 1, гл. 9), эпизод с Франей (ч. 2, гл. 11).
### Какую роль в эпизоде играет изображение утёнка? ### Какое чувство испытал Григорий, по неосторожности погубивший живое существо? ### Как характеризует героя его состояние в этом эпизоде? ### Почему в финале эпизода Григорий чувствует злобу?
Любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию, раскрывающиеся в этом эпизоде, составляют глубинную сущность характера шолоховского героя и не раз будут проявляться в романе.
Забегая немного вперёд, сопоставим прочитанную сцену с одним из событий военного времен, когда Григорий убивает австрийского солдата. Но остановим своё внимание не на самом эпизоде убийства, а на переживаниях героя.
### Сопоставьте ситуации «Григорий дома», «Григорий на войне». что даёт сцепление этих эпизодов для понимания судьбы героя?
### «Добрый казак» — какой смысл вкладывает м. а. Шолохов в эти слова, говоря о Григории мелехове?
### В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незаурядная личность Григория мелехова? (Ключевые слова записываются на доске.)
Вспомните сцену с убитым австрийцем, который является мелехову во сне, вызывая душевные муки (ч. 3, гл. 10), реакцию на известие о казни Ивана алексеевича Котлярова (ч. 6).
Глубокая привязанность Григория к дому, к земле остаётся одним из сильнейший чувств на протяжении всей книги: «От земли я никуда не тронусь. тут степь, дыхнуть есть чем…». Это признание аксинье перекликается с другим: «моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы». За этими словами — настроение не одного только Григория мелехова, но и других казаков. Подчёркивая драматизм этой ситуации, автор добавляет от себя: «Заходило время пахать, боронить, сеять; земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было воевать, гибнуть на чужих хуторах…».
Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым по характеру, Григорий проявил себя как
Побуждений. В этом нас убеждают внутренние монологи героя (ч. 6, гл. 21, 28). Заметим, что мелехов — единственный персонаж, которому дано право на монологи-«мысли», выявляющие его духовное начало.
Главный герой м. а. Шолохова — простой казак, что само по себе уже примечательное новое явление в литературе. менталитет Григория, его характер — прежде всего характер казака, хотя автор и утверждал: «У мелехова очень индивидуальная судьба, в нём я никак не пытаюсь олицетворить среднее казачество».
Комментарий. Итог данного вида работы — опорная схема из ключевых слов, которые учащиеся записывали по ходу беседы на доске и в тетрадях.
Характерные черты образа Григория мелехова
Трудолюбие
Казацкая удаль
Индивидуализм
Отзывчивость
Григорий Мелехов
Цельность натуры
Сострадание
Искренность
Верность
2. аналитическая беседа
Комментарий. На доске — цитаты из текста романа для постановки проблемных вопросов о личности и судьбе мелехова.
«что же ещё человеку надо?»
«Хороший казак, а вот непутёвый».
«Какой-то чудаковатый».
«С одной стороны, борец за старое, а с другой стороны, какое-то подобие большевика».
«Несчастный человек».
### Какая из этих характеристик ближе к вашим представлениям о Григории?
### Взгляните на Григория глазами аксиньи, Натальи, автора.
### чем интересен Григорий мелехов как личность? что выделяет его из любой окружающей среды?
### Какие личностные качества и внешние обстоятельства предопределили его судьбу?
### Какие моменты судьбы мелехова вызывают наибольшее сожаление?
### Как ведёт себя Григорий мелехов в сложной обстановке гражданской войны?
### Какие же чувства вынес Григорий из опыта войны?
### Каков путь нравственных исканий Григория мелехова? В каких эпизодах романа наиболее ярко раскрывается характер героя?
### можно ли было что-то изменить в его жизни? Был ли возможен другой путь для героя?### Кто или что становится виновником гибели семьи мелеховых? что способствует разрушению дома, семьи, рода?
### что делает Григория мелехова лицом трагическим? В чём трагедия главного героя романа?
3. Сопоставительная работа (в парах)
### Сделайте сравнительную характеристику Григория мелехова и мишки Кошевого. что сближает этих героев? Почему Шолохов в центр романа, посвящённого событиям преимущественно гражданской войны, ставит историю Григория мелехова?
4. Постановка и решение проблемного вопроса (в группах)
### Как же действовал Григорий: находился под властью обстоятельств или сам творил свою судьбу?
5. Коллективная работа по составлению спиральной схемы
«трагедия Григория мелехова»
(Запись на доске и в тетрадях.)
Учитель. Путь Григория мелехова к идеалу истинной жизни — это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XX веке. «Григорий мелехов — целостный человек в трагически разорванном времени»,— по мнению Е. тамарченко.
V. Рефлексия. Подведение Итогов Урока обобщение учителя
— Образ Григория мелехова — своеобразное художественное открытие м. а. Шолохова. Это целостный, живой и яркий характер, неотделимый от своей эпохи.
«Герой и время», «герой и обстоятельства», поиск самого себя как личности — вечная тема искусства стала главной и в «тихом Доне». В этом поиске — смысл существования Григория мелехова в романе. «Сам ищу выход»,— говорит он о себе. При этом он всё время стоит перед необходимостью выбора, который не был лёгким и простым.
Сам м. а. Шолохов так определил основную идею своей книги: «Главное для писателя, то, что ему самому нужно — движение души человека… Я хотел рассказать об этом очаровании человека в Григории мелехове…»
В финале романа, когда возрождается жизнь, Григорий бросил в воду винтовку, наган, патроны, вытер руки, «перешёл Дон по синему мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…» Критики долго и много спорили о дальнейшей судьбе мелехова. Один из советских литературоведов утверждал, что мелехов вольётся в социалистическую жизнь. Западные критики считали, что на следующий день казак будет арестован, а потом казнён.
Шолохов открытым финалом оставил возможность для обоих путей. Это не имеет принципиального значения, так как в финале романа утверждается то, что составляет суть гуманистической философии главного героя романа, человечества в XX в.: «под холодным солнцем» сияет огромный мир, продолжается жизнь, воплощённая в символической картине ребёнка на руках у отца (образ ребёнка как символа вечной жизни присутствовал уже во многих «Донских рассказах» м. а. Шолохова, им завершается и «Судьба человека»).
VI. Домашнее Задание
Знать содержание романа «тихий Дон».
Подготовиться к беседе о женских судьбах в романе «тихий Дон» (на примере образов аксиньи и Натальи мелеховой), подобрав цитаты.