Цель: рассмотреть особенности создания женских образов в романе м. а. Шолохова «тихий Дон» с точки зрения концепции женственности и связи с национальной традицией изображения женщины в русской культуре; активизировать мыслительную деятельность учащихся средствами художественного слова; формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма; приобщить учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям. оборудование: портрет м. а. Шолохова, текст романа, иллюстрации к роману «тихий Дон».
Прогнозируемые
Результаты: учащиеся знают содержание романа; имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главных героинь романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием. тип урока: комбинированный (урок-диалог).
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
♦ Дайте возможные толкования названия романа.
♦ Установите временные и географические рамки каждой книги романа. Какое из известных вам произведений классической русской литературы XIX в. отличается такой же широтой охвата действительности?
III. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Учитель. Из романа м. а. Шолохова «тихий Дон» мы узнаём о сложнейшем времени в жизни России, принёсшем огромные социальные и моральные потрясения, когда рушились привычные уклады жизни, коверкались и ломались судьбы, обесценивалась человеческая жизнь. Сам м. а. Шолохов характеризовал своё произведение как «роман-эпопея о всенародной трагедии». Нет ни одного действующего лица в романе, которого не задели бы горе и ужасы войны. Особая тяжесть этого времени легла на плечи женщин-казачек. Женские характеры, с большим мастерством раскрытые автором в произведении, сложны и многогранны. В образах донских казачек — аксиньи, Натальи, Ильиничны воплощены лучшие женские черты, своеобразно дополняющие некоторые качества главного героя Григория мелехова.
«Отношение к женщине, к любви у м. а. Шолохова исполнено какой-то мужской душевной крепости, суровости, даже жестокости, а за всем этим — неизбывная юношеская непосредственность, доброе чувство, чистота, поэзия. Нужно было иметь свежее сердце, чтобы так незабываемо написать любовные сцены романа: любовь-страсть Григория и Аксиньи; любовь Натальи — несчастную, горькую любовь верной жены, бесконечно преданной своему мужу, отцу их малюток; любовь матери — Ильиничны — много страдавшей, мудрой, прожившей в вечных хлопотах, стерегущей своих птенцов, как курица-наседка…» — считал И. Жуков.
IV. Работа над темой урока
1. анализ образа аксиньи: беседа с опорой на текст романа (ч. 1, гл. 7, 14, 16, 20; ч. 2, гл. 12, 20; ч. 3, гл. 19, 22; ч. 7, гл. 1; ч. 8, гл. 1, 9, 17)
♦ К началу действия романа аксинье двадцать лет. Какая трагедия произошла с ней до замужества?
♦ В какую семью попала аксинья после замужества?
♦ Прочитайте о том, что чувствовала аксинья к Григорию мелехову (ч. 1, гл. 7).
♦ Зачем аксинья ходит к бабке Дроздихе, о чём просит её?
♦ расскажите о встрече мужа и жены (аксиньи и Степана). Как повёл себя Степан и что вы думаете об этом?
♦ О чём говорили аксинья и Григорий накануне его женитьбы? что решил Григорий?
♦ Как поэтично описано состояние душевных мук аксиньи! С чем сравнивает писатель чувства оскорблённой женщины, её неутолённую страсть?
♦ Вспомните, как о каждом из них — аксинье, Григории, Степане — рассказывает Шолохов в гл. 12. Какие чувства испытывает читатель?
♦ Прочитайте в главе ч. 3, гл. 19 два абзаца: «аксинья с виду стойко переносила разлуку…» и следующий: «Цедились дни…».
♦ Как встретила аксинья пришедшую к ней Наталью? Прокомментируйте эту встречу.
♦ Какие события в жизни аксиньи предшествовали появлению в Ягодном молодого листницкого?
♦ расскажите о неожиданном приезде Григория и о том, что последовало за этим.
♦ Прочитайте отрывки из (ч. 7, гл. 1): от слов «Потом стрельба перемежилась…» и до слов «так в слезах и уснула…» (четыре абзаца). Отчего плакала аксинья?
♦ расскажите о последней встрече аксиньи с Натальей (ч. 7, гл. 16). О чём говорили они, обе всю жизнь любившие Григория? Кто из них вызывает ваше сочувствие?
Как произошло сближение аксиньи с семьёй мелеховых?
Š Зачем аксинья идёт на кладбище?
Š Опишите обстоятельства гибели аксиньи.
Обобщение учител я
— аксинью автор наделил противоречивым характером. Создавая её образ, Шолохов ставил задачу показать её «живой, со всеми её поступками, оправданными и убедительными». аксинья не святая и далека от идеала, но на протяжении многих десятилетий читатели не прекращают
2. анализ образа натальи мелеховой, беседа с опорой на текст романа (ч. 1, гл. 18, 22; ч. 2, гл. 5, 10, 18; ч. 3, гл. 19; ч. 4, гл. 5; ч. 7, гл. 4, 8, 16)
Š Почему Наталья согласилась выйти за Григория?
Š Как отнеслись к сватовству родители Натальи?
Š Почему «безразличие оковало Григория» на венчании?
Š Прочитайте конец гл. 5. Кому вы сочувствуете больше — Григорию или Наталье? аргументируйте свой ответ.
Š Как отнеслись к Наталье в семье мелеховых? что решает Григорий?
Š Как пыталась Наталья вернуть мужа?
Š Почему Наталья хотела уйти из жизни? Унижает ли её это решение?
Š Когда к Наталье приходит счастье?
Š Прочитайте и прокомментируйте отрывки из (ч. 7, гл. 8), где описана духовная красота Натальи. Какой видит Наталью Григорий?
Š Какие подозрения мучили Наталью? Как случилось, что она решилась пойти к аксинье?
♦ О чём говорили соперницы?
♦ Почему из уст Натальи вырывается страшное проклятие в адрес Григория? что, по-вашему, чувствовала она?
♦ Какую роль в понимании душевного состояния Натальи играет описание приближающейся грозы?
♦ Перескажите кратко эпизод из ч. 7, гл. 16.
Обобщение учителя
— Наталья — добрая, трудолюбивая и красивая женщина. Но природа не наделила её той силой чувств, которой обладала акси нья. Пытаясь свыкнуться с семейной жизнью, навязанной родителями, Григорий говорит жене: «чужая ты какая-то… ты — как этот месяц: не холодишь и не греешь… И жалко тебя — кубыть, за эти деньги и сроднились, а нету на сердце ничего… Пусто…» Ната лья по-своему любит Григория, но её мир ограничен хозяйством, детьми и мужем. Воспитанная в патриархальной семье, она при шлась по нраву старикам мелеховым. Но понять Григория она не смогла, да и не пыталась. Его мысли и интересы, стремления и метания были ей чужды и непонятны. Если аксинья спокойно принимает все решения любимого, живёт надеждой на то, что в будущем всё может измениться, то Наталья способна сгоряча совершить не поправимое. Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят Григория отчаянно и самозабвенно, и эта любовь приводит к трагическому исходу — обе героини в финале романа погибают. Наталья не может смириться с мыслью, что её муж любит аксинью — решается на аборт и умирает, простив мужа за всё. аксинью же любовь к Григорию гонит на Кубань, где мелехов надеется скрыться от властей. Но не суждено было аксинье обрести семейное счастье: патрульный, встретившийся им на пути, выстрелил, и пуля смертельно ранила её. Финал каждой из героинь по-своему закономерен.
3. Постановка и решение проблемного вопроса
♦ Проследите, как меняется сам характер Григория в зависимости от того, близок ли он с аксиньей или в разлуке с ней, согревает его её любовь или нет. Как вы полагаете, мог ли быть у этой любви счастливый конец? V. Рефлексия. Подведение итогов урока Заключительное слово учителя
— разных женщин встречает читатель на страницах романа.Они живо встают перед глазами, каждая со своим характером, неповторимая. Вместе с ними читатель смеётся и грустит, живёт их яркой, полнокровной жизнью вольных, сильных дочерей донских степей. Немалое достоинство роману «тихий Дон» придаёт сочетание эпического изображения великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших переживаний героев, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится к описанию образов простых русских женщин. трудно в русской литературе найти другое такое произведение, на страницах которого столько бы внимания и ярких красок было отдано его автором женщине и её горькой доле. Нежность и боль по отношению к героиням исходят из глубин сердца автор.
VI. Домашнее задание
Подготовиться к сочинению по роману м. а. Шолохова «тихий Дон», выбрав одну из тем:
• «тема войны и революции в романе м. а. Шолохова “тихий Дон”»;
• «Особенности изображения пейзажа в «тихом Доне» м. а. Шолохова»;
• «Образы женщин-казачек в романе м. а. Шолохова “тихий Дон”»;
• «Григорий Мелехов в поисках правды».