Сочинения по литературеШолохов М.А.Тихий ДонОбразы женшин казачек в романе М Шолохова «Тихий Дон»

Образы женшин казачек в романе М Шолохова «Тихий Дон»

Свой роман-эпопею «Тихий Дон» Михаил Шолохов писал с 1925 по 1940 гг. В произведении охвачен промежуток времени, когда страна переживала моральные и социальные потрясения — Гражданскую войну, революцию. Это было страшное время, когда рушилась привычная жизнь и ломалась судьба. Правда о Гражданской войне, по Шолохову, заключалась в следующем: «Безобразно-просто... умирали люди». Писатель охарактеризовал свой роман как «роман-эпопею о всенародной трагедии».

Всех героев романа так или иначе затронула Гражданская война. В этом сочинении хотелось бы уделить внимание женским образам. Ведь именно на них легла вся тяжесть жестокого времени.

Через все произведение проходит образ Аксиньи. Это, наверное, один из наиболее ярких женских образов в романе. Аксинье выпала тяжелая жизнь. Она вышла замуж за Степана Астахова, которого не любила и который постоянно бил ее. Кроме того, была тяжелая работа по хозяйству, измены мужа. Аксинья хотела любви, а потому приняла ухаживания Григория Мелехова. И любовь не заставила себя долго ждать. Через весь роман проходит всепоглощающее чувство Григория и Аксиньи. Недолго были они вместе. Григорий женился на Наталье, а Аксинья так и не могла забыть его и поняла, что это бесполезно. Особенно ярко это видно в эпизоде, когда она увидела Григория у реки и ощутила, «как похолодело под руками коромысло и жаром осыпала кровь виски». И они вновь продолжают встречаться тайком. Узнав об этом, отец Григория выгоняет его из дома, и Аксинья, не раздумывая, идет за ним.

Они направляются в работники к помещику Листницкому. Их жизнь там была полна драматических моментов: уход Григория на службу, рождение и смерть дочери, одиночество, которое толкнуло Аксинью в объятия хозяйского сына. Узнав о том, что Аксинья ему изменила, Григорий уходит от нее к жене.

Несмотря на все тяготы жизни (войну и революцию, унижения и двусмысленность своего положения на хуторе), Аксинья все равно идет за Григорием. Как-то это чуть не стоило ей жизни из-за болезни, которая настигла ее. Однако Аксинья выздоровела, и это возвращение к жизни было для нее радостным. «Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налетом... и пойти туда, где... сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле...»Чтобы ни делала Аксинья, все у нее происходит естественно. Она искренне любит и жалеет детей Григория, которые остались без матери. Но, несмотря на свою доброту, заботу и отзывчивость, несмотря на то что в ее жизни присутствует большая любовь, Аксинья несчастлива. Это связано прежде всего с метаниями Григория от одного политического лагеря к другому. Все это не приносит им покоя и счастья, а приводит к гибели Аксиньи.

Другой женский образ — образ Ильиничны, простой пожилой женщины-казачки. Она прежде мать и хозяйка. Ильинична заботится о своих родных и волнуется за них, примиряет мужа и сына, отличающихся горячим нравом. За это Пантелей Прокофьевич не упускает случая ударить ее, превосходство жены. Связь Григория и Аксиньи она не одобряе

т, к молодой женщине oтносится холодно. «До каких пор мне такую сраму на старости лет принимать?» К жене Григория, Наті Ильинична относится, как к родной дочери. Ей больно смотреть, что Григорий изменяет жене с Аксиньей и доводит ее до попытки самоубийства. А когда НатаЛья умирает, ее смерть потрясает Ильиничну. Женщина всю жизнь работала, обустраивала свой дом, но, когда приходит время все оставить, она говорит: «Нехай лучше у порога убьют, — все легче, чем под чужим плетнем сдыхать!» В ней говорит страх за то, что она потеряет свой дом, свои корни, без которых жизнь человека лишается смысла!

Именно поэтому она не приняла красных, революцию, подсознательно понимая, что такие перемены могут привести только к разрушению привычной казацкой жизни. Но среди своих она видит метание из крайности в крайность, не одобряет этого. Ильинична любит своих детей и внуков, однако пережив смерть снох и старшего сына Петра, она больше всего начинает бояться смерти Григория. Он последнее звено, которое удерживает ее на этом свете. Из-за всего, что пришлось пережить Ильиничне: за год, она заболевает и больше уже не поднимается. Вспоминая всю свою жизнь, она вдруг понимает «как коротка и бедна оказалась эта жизнь и как много в ней было тяжелого и горестного, о чем не хотелось вспоминать». Жизнь Ильиничны трагична: ведь нет ничего печальнее и больнее горя матери, потерявшей своих сыновей.

Не менее печальна и трагична жизнь Натальи, жены Григория. Она искренне любит его, несмотря на его связь с Аксиньей. Сама же она и в мыслях не допускала, чтобы изменить мужу. С горя Натальи решает покончить с собой, но неудачно. Она остается калекой, однако продолжает любить Григория, ждет, что он вернется в семью. Семья Мелеховых принимает и любит ее, как родную, даже ПантелейЯ Прокофьевич, никогда не показывающий своих чувств, защищает ее и жалеет, как дочь. Трагичен образ Натальи, она умирает в расцвете сил, оставив сиротами детей. Перед смертью она думает о Григории, прощает ему все его поступки. После смерти жены Григория мучает совесть, ведь это он ее погубил.

Отличен от рассмотренных женских образов образ Дарьи жены Петра Мелехова. Она красива, но ленива. Дарья, в отличие от Аксиньи или Натальи, не умеет долго страдать и предаваться горю. После гибели Петра она «первое время тосковала, желтела от горя и даже будто состарилась. Но как только дунул вешний ветерок, пригрело солнце, — и тоска Дарьина ушла вместе со стаявшим снегом». Дарья начинает вести непутевую жизнь и в итоге заболевает. Но перед смертью Дарья стремится причинить страдания другим. Так, она признается Наталье, что помогала встречаться Аксинье и Григорию. «Рассуди сама, не мне же одной страдать», — говорит она Наталье в ответ на ее слова, что «...не из жалости ты призналась, как сводничала, а чтобы мне тяжелее было». Признается Дарья и в том, что ей «ни одного даже не доводилось любить. Любила по-собачьему, кое-как, как приходилось».

Шолохов создал цельные, яркие образы женщин-казачек, судьба которых не может не волновать читателя, заставляет сопереживать каждой из них.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Образы женшин казачек в романе М Шолохова «Тихий Дон»

Слов:916
Символов:6246
Размер:12.20 Кб.