Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» — огромный по своему значению русский национальный вклад в мировую литературу. Это подлинный шедевр, в котором Шолохов выступает как писатель-новатор. Используя традиции классиков, он делает собственные открытия, в том числе и в многочисленных пейзажных зарисовках, которыми чрезвычайно богата эта эпопея.
Шолоховские пейзажи щедры переливами интонаций и разностью настроений, щедростью цветовой гаммы, уникальностью художественных деталей, языковым своеобразием. Они удивляют глубиной идейной связи с сюжетом, синтезом эпического и лирического начал.
Пейзажи в «Тихом Доне» динамичны. Автор показывает все протекающие в природе изменения, переходы от зимы к весне, от пробуждения ко сну, от дня к ночи, от цветения к увяданию.
Первые же главы романа поражают удивительной мощью природных красок. Перед читателем предстает неприрученная, первозданная природа: бескрайние поля, золотые, набухающие зерном колосья, царственный Дон, величественная степь...
Уже само название романа обращает внимание читателя на образ природы. «Тихий Дон» — звучит многозначно и символично. Дон-батюшка — вечный, грациозный. Эта река, подобно человеческой истории, полна изгибов и водоворотов: как бы ни менялась жизнь, в какие бы тупики ни заходила, она бесконечна, ней есть нечто бессмертное. Каждый год разливается Дон, цветет степь, происходит солнцеворот, наливаются спелостью колосья. Не один раз писатель рисует смену времен года, но тем не менее похожие картины природы все же не повторяют друг друга, они только пробуждают мысль о вечности бытия, о повторяемости жизни и ее неиссякаемой вечности.
Не раз в пейзажном описании возникает образ степи. Он занимает в романе особое место и воплощает народное представление о степи-матушке, матушке-кормилице. Зацветает и увядает степь. Этот образ, как и образ Дона несет в себе идею вечности, бесконечного обновления жизни.
Писатель одухотворяет степь: она одевается колышущимся серебром, ковыль ее молитвенно клонится, земля тоскует о прохладе. Автор подчеркивает единство животного и растительного мира. Здесь и суслики, и сурки, и коршун, и кони, и полынь, и ковыль. Этот пейзаж поражает своей метафоричностью (пшеничная россыпь звезд, сизо-опаловые волны ковыля).
Природные зарисовки придают событиям еще больший эпический размах. Но при этом их отличает еще и необыкновенный лиризм.
Картины природы у Шолохова всегда предельно точные, они в мельчайших деталях передают особенности донской п
Жизнь казаков неразрывно связана с жизнью природы, потому что быт их основан на земледелии. Они зависимы от капризов погоды, неурожаев, засух, морозов и т. д. Их уклад жизни зависит от природного календаря: согласно его законам они сеют, жнут, косят, рыбачат и т. п. Только война нарушает эту исконную связь. Человеку приходится жить иными заботами, а природа продолжает свое вечное движение. Поэтому она предстает в романе могучей стихией, ведущей свое, хотя и связанное с человеком, но при этом зачастую совершенно самостоятельное существование.
Находясь во взаимосвязи с образами героев, картины природы часто подчиняются задаче изображения внутреннего мира героя, играют фоновую роль, создают для развития сюжета необходимую обстановку, нужную атмосферу. Так неистовство и сила любви Аксиньи подчеркивается в романе тем, что почти все сцены происходят на фоне буйно цветущей природы. Мы видим ее с Григорием у Дона, в ярких подсолнухах, в хлебном поле, в степи. Показателен в этом отношении также эпизод гибели Аксиньи Похоронив ее, Гигорий увидел над собой «черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца». Черный диск солнца — образ необычный, он передает трагическое состояние героя, для которого со смертью возлюбленной действительно померк дневной свет.
Но пейзажи в «Тихом Доне» развиваются также параллельно душевным состояниям персонажей. Это происходит в том случае, если между ними обнаруживается глубокое сходство. При этом природа и человек как бы независимы друг от друга, и природа выступает как равновеликая человеку сила. В этом открытии состоит новаторство Шолохова, в романе которого пейзаж представляет собой особый сюжетный символ жизни.
Интересен и удивителен язык писателя в описании природы. Здесь звучит и народная речь, и фольклорные элементы. Читатель встречает пословицы, поговорки, приметы, постоянные эпитеты, диалектные слова, многочисленные олицетворения и метафоры. Все это гармонично сочетается с книжной лексикой и придает повествованию неповторимый колорит.
Мастерски нарисованы шолоховские пейзажные зарисовки и масштабные картины природы. На их фоне разворачивается сложная, драматическая жизнь казаков, виртуозно изображенная великим писателем.