Сочинения по литературеШолохов М.А.Тихий ДонНравственная и художественная убедительность характеров персонажей романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Нравственная и художественная убедительность характеров персонажей романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»

В романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. Автор отразил и своеобразный уклад жизни ка­заков, их традиции, культуру и нравы. Ро­ман насыщен событиями общественно-политической жизни, которые оказали большое влияние на судьбу донского ка­зачества. Главные герои романа — люди с яркими индивидуальными характерами, сильными страстями, непростыми судьбами. Григо­рий Мелехов, чей нравственный облик и тернистый жизненный путь показаны наи­более развернуто, не случайно занимает центральное место в романе. В его жизнен­ных исканиях отразилась судьба всего дон­ского казачества в это нелегкое время. С самого детства Григорий постигает ценность свободного крестьянского тру­да, забот по укреплению хозяйства, се­мьи. Писатель показывает нам, что тради­ции казачества включают в себя общече­ловеческие нравственные ценности. Художественный мир романа наполнен красками, насыщен красотой родной при­роды. Автор создает прекрасные пейзажи донской земли, которые помогают ему глуб­же раскрыть характеры героев, а читате­лям — проникнуться силой и красотой зем­ли, с которой связана жизнь казачества. В начале романа мы знакомимся с бы­том и нравами казачьей станицы накану­не первой мировой войны. Казалось бы, ничто не предвещает будущих потрясе­ний. Жизнь хутора Татарский течет мирно и спокойно. Этот покой нарушается разве что слухом о связи замужней солдатки Ак­синьи Астаховой с Гришкой Мелеховым. Уже здесь выявляется самобытность ге­роев, чьи чувства противоречат обще­принятой морали. Именно в Григории и Аксинье наиболее полно отражаются ха­рактерные черты казачества. История же­нитьбы Григория говорит о том, что в ка­зачьей среде сын должен беспрекослов­но подчиняться воле отца. На примере его судьбы мы видим, насколько это мог­ло определить ход всей дальнейшей жиз­ни. Григорий вынужден расплачиваться за свое подчинение воле отца всю жизнь. Такое решение делает также несчастны­ми двух незаурядных, гордых женщин, любящих Григория. Драматизм личной жизни героя усугубляется теми потрясе­ниями, которые пришли на донскую зем­лю в 1918 году. Автор романа показывает, как рушится привычный жизненный уклад казачества, как вчерашние друзья становятся врагами, как разрываются родст­венные связи. Мы видим, что расходятся жизненные пу­ти бывших друзей — Мелехова и Михаила Кошевого, который проникается политиче­скими взглядами большевиков. В отличие от Григория он не испытывает сомнений и колебаний. Идеи справедливости, равен­ства и братства настолько овладевают Ко­шевым, что он уже не считается с дружбой, любовью, семьей. Несмотря на то, что Ме­лехов — его старый друг и брат его жены, он настаивает на его аресте. А сватаясь к сестре Григория Дуняшке, он совершен­но не обращает внимания на гнев Ильинич­ны. А ведь он расстрелял ее сына Петра. Для этого человека не остается ничего свя­того. Он даже не позволяет себе рассла­биться и насладиться красотой родной земли. «Там люди свою и чужую судьбу ре­шают, а я кобылок пасу. Как же так? Ухо­дить надо, а то засосет», — думает Мишка, когда работает отарщиком. Такое фанатич­ное служение идее, непоколебимая уве­ренность в своей правоте свойственны и другим героям-коммунистам, изобра­женным Шолоховым в романе. Совсем по-иному рисует писатель Григо­рия Мелехова. Это незаурядная личность, думающий, ищущий человек. Во время пер­вой мировой войны он храбро сражался на фронте, даже получил Георгиевский крест. Он честно исполнил свой долг. Последо­вавшие затем Октябрьская революция и гражданская война привели шолоховского героя в смятение. Теперь он уже не зн

ает, кто прав, на чьей стороне сражаться. Он пы­тается сделать свой выбор. И что же? Сна­чала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его. Когда большевики приходят на его родину, он яростно борется с ними. Но поиски исти­ны так ни к чему и не приводят, превращая его жизнь в драму.

Мы видим человека, потерявшегося в круговороте событий. Вся сущность Гри­гория сопротивляется насилию над чело­веком, это отталкивает его и от красных, и от белых. «Все они одинаковы! — гово­рит он склоняющимся на сторону больше­виков друзьям детства. — Все они ярмо на шее казачества!» И когда Григорий узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он думает: «Будто и не было за плечами дней поисков прав­ды, испытаний, переходов и тяжелой внут­ренней борьбы. О чем было думать? За­чем металась душа, — в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь каза­лась насмешливой, мудро-простой». Гри­горий приходит к пониманию, что «у каж­дого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди и будут бо­роться. Надо биться с тем, кто хочет от­нять жизнь, право на нее».

Но такая правда жизни все-таки ему не по нутру. Он не может равнодушно смот­реть на нескошенный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрываются от непо­сильной работы бабы в то время, когда мужчины ведут бессмысленную войну. Почему нельзя спокойно жить на своей земле и работать для себя, для семьи, для страны, в конце концов? Этим вопро­сом задается Григорий Мелехов и в его лице — все казачество, мечтающее о вольном труде на родной земле.

Григорий ожесточается, впадает в отчая­ние. Он насильственно отторгнут от всего, что ему дорого: от дома, семьи, любящих людей. Он вынужден убивать людей за идеи, которые не может понять. Герой при­ходит к осознанию того, что «неправильный у жизни ход», но он не может ничего изме­нить, хотя он всем своим сердцем хочет, чтобы в казачьем мире был лад.

Незыблемость в казачьей среде идеа­лов дома, семьи М. Шолохов раскрывает также в женских образах. В матери Григо­рия Ильиничне и в его жене Наталье во­площены лучшие черты женщины-казач­ки: почитание святости домашнего очага, верность и преданность в любви, терпе­ние, гордость, трудолюбие. Соперница Натальи Аксинья — красавица с независи­мым, смелым характером, бурным темпе­раментом — дополняет ряд образов каза­чек, делая их более разносторонними. Мать Григория была для него поистине близким человеком. Она понимала его, как никто другой. Она же и призывала его к человеколюбию: «Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил... Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя же ить вон, гля, какие дети растут, а у этих, загубленных тобой, тоже, небось, детки поостались... В измальстве какой ты был ласковый да желанный, а зараз так и живешь со сдвинутыми бровями».

Жизнь человека бесценна, и никто не имеет права ею распоряжаться даже во имя самых благородных идей. Об этом го­ворила Григорию мать, и к осознанию это­го пришел сам герой в результате своих жизненных мытарств. К этой мысли при­водит читателя Шолохов, который возвра­щает нас своим романом к трагическим страницам российской истории.

В романе «Тихий Дон» автор утверждает простую истину, говоря нам, что смысл человеческой жизни состоит в труде, в любви, заботе о детях. Именно эти цен­ности лежат в основе нравственности ка­зачества, чья трагическая судьба в начале XX века так полно и широко показана в этом замечательном романе.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Нравственная и художественная убедительность характеров персонажей романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Слов:1020
Символов:7185
Размер:14.03 Кб.