В конце 19-начале 20 века капитализм В Европе и Америке достигла своей высшей стадии развития империализма. Общество двигалось по пути технического прогресса, развивалась колониальная система. Кроме того, в 1914 году начинается Первая мировая война. Всё это стало предпосылками тематики рассказов Бунина, их историческим фоном. В 1905-1914 годах писатель путешествовыл по Европе и Востоку, наблюдая жизнь и порядки капиталистического общества в Европе и колониальных странах Азии. Он осознаёт всю безнравственность, античеловечность порядков, царящих в империалистическом обществе, где богатые капиталисты не стыдятся никаких средств в целях умножения своего капитала.
В рассказе ГИСФ , написанном в 1915 на основе впечатлений из путешествий по зарубежным странам, очень полно и широко раскрываются проблемы социального зла. Но смысл рассказа не исчерпывается критикой капитализма и колониализма это лишь фон, который позволяет Бунину показать вечные проблемы человечества.
В рассказе повествуется о последних месяцах жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для себя и своей семьи длительное путешествие на пароходе. Примечательно то, что он планирует всю свою жизнь на два года вперёд и уверен, что его планы ничем не могут быть нарушены, так как весь мир создан для него и крутится вокруг него. Однако находится то, что оказывается сильнее, что не считается с тем, что придумано и создано человеком: природа. И из-за такой мелочи, как отсутствие солнца, господину приходится уехать из Италии на Капри. ГИСФ построен на символах и контрастах. Громадная Атлантида это модель капиталистического общества. Описание жизни на пароходе даётся в контрастном изображении верхней палубы и трюма корабля: Глухо грохотали исполинские топки, пожиравшие груды раскалённого угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно+ курили, цедили коньяк и ликёры+ . Этим резким переходом Бунин подчёркивает, что роскошь верхних палуб, то есть высшего капиталистического общества, достигнута только за счёт эксплуатации и порабощения людей, непрерывно работающих в адских условиях в трюме кораб
жизнь их идёт по установленному порядку. Автор не случайно вводит в рассказ тему любви, потому что даже любовь, величайшее чувство, оказывается искусственным в этом мире богачей. Так, дочь главного героя испытывает трепет при встрече с восточным принцем не потому, что он красив и может волновать сердце, а потому, что богат и знатен. Подчёркивает искусственность любви также эпизод, в котором описана пара, специально нанятая изображать влюблённых на пароходе. Кульминацией рассказа является неожиданная смерть главного героя. В её внезапности заложен глубокий
философский смысл. Господин из СФ откладывает свою жизнь на потом, но никому не известно, сколько ему отведено времени на этой земле. Жизнь нельзя купить за деньги. В рассказе символично в связи с этим название парохода: Атлантида огромный мифический остров, который, несмотря на всё своё могущество и богатство, не смог противостоять внешним силам, природе и из-за землетрясения опустился на дно океана. Точно так же океан может уничтожить и корабль, на котором жизнь идёт своим чередом, независимо от стихии.
С завершением сюжетной линии главного героя рассказ не заканчивается. Его границы шире истории о неудачнике-американце: повествование продолжается, поведанная история лишь часть общей картиныжизни.
Рассказ условно можно поделить на две части: до и после смерти главного героя. Однако надо сказать, что после смерти господина из СФ практически ничего не изменилось. Все забыли о нём, и жизнь вновь потекла своим чередом. На примере судьбы господина автор говорит о бесцельности, пустоте, никчёмности жизни типичного представителя капиталистического общества. Рассказ Бунина ГИСФ заставил меня задуматься о смысле жизни, о духовности жизни, об отношении
человека к Богу. Я сделала для себя вывод, что спасение человека и человечества заключается в духовном очищении и совершенствовании.