Тот беззаконен, безроден, скиталец бездомный на свете, Кто междоусобную брань, человекам ужасную, любит.
Гомер
Рассказ-предварение — один из излюбленных приемов Михаила Александровича Шолохова. Так, в конце первой главы пятой части романа мы читаем: «До января и на хуторе Татарском жили тихо. Вернувшиеся с фронта казаки отдыхали возле жен, отъедались, не чуяли, что у порогов куреней караулят их горшие беды и тяготы, чем те, которые приходилось переносить на пережитой войне».
Гражданская война — самое страшное, что может произойти в истории Отечества. Она затрагивает всех и каждого, калечит судьбы людей, заставляет отца убивать сына, а мужа — поднимать руку на жену. Михаил Александрович Шолохов как никто другой смог показать драматизм этой войны в своих произведениях.
«Тихий Дон» — одна из величайших книг автора, в которой отразилась вся история трагедии русского народа. Однако писатель начинает свой роман с показа мирной жизни, задолго до ужасных событий: он стремится поделиться с нами особенностями быта и хозяйства казачьего хутора. Крестьянский труд, гармония героев с окружающей природой Дона — все это приводит Михаила Шолохова к мысли о вечности, устойчивости мира, о незыблемости нравственных истин. Мелеховы — типичная семья станичных жителей, в которой отразилась трагедия всей страны. Для них, как и для всех казаков, характерны любовь к земле, труду, к тихому Дону; они своенравны, независимы и отважны. Но вот приходит война, и сыновей Пантелея Прокофьевича Мелехова забирают на службу, где те показывают настоящую отвагу. Однако в отличие от Петра Григорий очень неординарная личность: он противится убийству, справедлив, но невежествен. Все же, несмотря на его храбрость в боях и сражениях, мужчина, как и все казаки, хочет одного: прекращения войны, ведь именно она внесла разногласия в его семью — самое ценное в его жизни.
Писатель гениально показал все перипетии жизни человека на изломе истории на примере жизни Григория Мелехова. Он говорит о жизни: «...ничего я не понимаю... Мне трудно в этом разобраться... Блукаю я, как метель в степи...»
Однако трагедия и Григория, и всего народа в том, что никто не видит выхода из этого ужаса, который разрушает казачий мир изнутри и снаружи. Никакая власть не может дать им землю, свободу, необходимые как воздух. Гражданская война уничтожает нравственные устои, и это прежде всего отражается на тех, кто не сражается и не рвется к власти, кто стремится сохранить домашний очаг, детей. Становится ясно: о будущем больше всего думают не белые, не красные, а жены и матери, которые вопреки горю готовы понять многое. Так, Ильинична фактически прощает Кошевого, убийцу ее сына и жениха ее дочери.
Но, несмотря на весь ужас Гражданской войны, казаки сохранили веру в лучшее будущее, волю к жизни, истинную любовь к близким людям и местам. Вернувшись ранней весной в хутор, младший Мелехов понимает: «Что же, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными
Жестоким опытом Гражданской войны, ее кровью и порохом пропитан цикл «Донские рассказы» М. А. Шолохова. Это ранние произведения, темой которых стала классовая борьба на великой реке: «Через хутор словно кто борозду пропахал и разделил людей на две враждебные стороны». И правда, в это ужасное время творятся жуткие дела: отец, не ведая того, воюет против сына и в конечном счете убивает его, а узнав, накладывает на себя руки, как в рассказе «Родинка». В «Червоточине» семья, можно сказать, отрекается от чада, которое «вступило в комсомолы», а тот не желает примириться с тем, что отец скрывает излишки земли. Все это кончается трагически: родные убивают юного активиста. Ненависть приводит к необратимым последствиям, но Михаил Шолохов уверен, что где-то в глубине души людей все же сохранились справедливость, милосердие и жалость. Так, комиссар Бодягин подбирает замерзающего в сугробе мальчонку, не думая о приближении врагов («Продкомиссар»). Жертвуя собой, спасает невинное животное красноармеец Трофим в рассказе «Жеребенок».
Небольшой рассказ «Судьба человека» — осуждение войны как явления, никак не совместимого с человеческой цивилизацией. Это рассказ о человеке, воине, который сумел вытерпеть все тяготы и страдания войны. И опять, как в «Тихом Доне», рядом с поседевшим от горя мужчиной — маленький мальчик. два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой вопи, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». Таким образом, становится ясно, что Гражданская война — это трагедия всего народа, и каждый решает для себя сам: остаться благородным и чистым душой или променять все светлое и доброе на алчность и предательство.
Михаилу Александровичу Шолохову за роман-эпопею «Тихий Дон» вручили Нобелевскую премию. При ее вручении М. А. Шолохов говорил о величии исторического пути русского народа и о том, «чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою».
«Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества», — говорил Михаил Александрович Шолохов. Как-то накануне 75-летнего юбилея М. А. Шолохова писателю задали вопрос: какой могла бы быть дальнейшая судьба главных героев его произведений, если бы они остались живы? Просто и мудро ответил Шолохов: «Они бы все сражались за Родину».