«Тихий Дон» М. А. Шолохова — это роман о судьбах нашего народа в эпоху крушения старого мира и построения нового. В нем нашла свое отражение авторская точка зрения на революцию и Гражданскую войну. М. Шолохов создал целую галерею образов, которые по художественной ценности и по силе своей выразительности встали в один ряд с самыми замечательными образами мировой литературы.
Тема поиска жизненной правды наиболее полно нашла свое отражение в образе главного героя произведения Григория Мелехова. В нем автор ярко и многосторонне изображает характерные черты нашего народа. Внимательно проследив за его жизнью, мы попытаемся понять, как М. Шолохову удалось решить проблему нравственных исканий своего героя.
В начале произведения Григорий Мелехов — молодой казак, сильный, смелый, удалой. Он блестящий наездник, усердный труженик, любит порыбачить и поохотиться. Можно сказать, что он вполне счастлив и беззаботен.
Казаки издавна жили привольно на Дону: сеяли хлеб, вели хозяйство, воевали с татарами и турками, служили надежной опорой русским царям, бесстрашно сражаясь с врагами отечества. Конец этой радостной, полной труда и забот жизни описывает в первых книгах романа «Тихий Дон» М. Шолохов. Рушится безвозвратно веками сложившийся привычный образ жизни.
В 1914 году Григорий Мелехов оказывается на полях кровавых сражений Первой мировой войны. Традиционная казачья приверженность к воинской славе выручает его и здесь. Нашего героя отличает исключительная храбрость в кровопролитных схватках с врагом, но вместе с тем он очень чувствителен к любому проявлению жестокости и насилия над слабыми и беззащитными. В нем зреет протест против ужасов и нелепостей этой войны. В госпитале, где Григорий находится после ранения, под влиянием революционной пропаганды у него появляются сомнения в преданности воинскому долгу.
Воевать с врагами — дело для казаков, в общем-то, привычное, а вот революция — это совсем другое. В феврале 1917 года царь российского государства, которому они присягали служить верой и правдой, оказался низвергнутым. В обществе произошел раскол. Перед людьми встала незнакомая раньше задача выбора: кому верить, чью сторону принять. Наш герой мучается теми же сомнениями, что и все казачество. Вначале ему близко мнение Изварина, который говорит: «Нам необходимо свое, и, прежде всего, избавление казаков от всех опекунов... Избавь, Боже, от друзей, а с врагами мы и сами управимся». Но после встречи с другим героем романа Подтелковым Григорий Мелехов склоняется к красным, воюет на их стороне, хотя в душе еще не пристает к какому-либо берегу. Но по-другому и быть не могло. Эти сомнения рождает в нем его социальное положение — он крестьянин-середняк. В нем сосуществуют как бы две души: собственника и труженика, в этом причина всех его колебаний. После ранения он едет в свой родной хутор. И там его еще больше терзают сомнения: «Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, выбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идет». Григорий совершенно потерялся в круговороте происходящих событий. А когда большевики приходят на его любимый Дон и творят грабежи и насилие, он выступает на стороне казаков-бунтовщиков против Красной Армии. Теперь он может бороться за то, что ему близко, дорого, за то, что он любил всю свою жизнь: «Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа,— в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы погреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь — всегда боролись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, как в стенке,— а накал ненависти, твердость даст борьба!»
Григорий Мелехов отличается от других казаков тем, что он всегда находится в мучительном поиске правды. Он не может сделать для себя окончательный выбор между красными и белыми, видя фальшь в действиях и тех, и других. Ему кажется абсурдной ситуация, когда встречаются вдруг однокашники, кумовья, люди, верящие в одного Бога, которые раньше называли друг друга земляками. Они радуются встрече, делятся воспоминаниями, а назавтра оказываются по разные стороны войны. В смертельной драке брат
Григорий постепенно осознает, сколько страданий несет их восстание и опять вступает в неизбежный для него конфликт с окружающим мироустройством. На фоне этих метаний Григорий Мелехов переживает также трагедию и в личной жизни: неудачный брак, запретная любовь, целая череда смертей родных и любимых людей.
В образе этого героя М. Шолохов отражает путь, характерный для среднего казачества: переход от монархии к большевизму, затем к автономии и, наконец, снова к большевизму. Григорий — яркая личность, ему с трудом даются такие перемены, он сильнее других переживает противоречия той эпохи.
Итак, восстание разгромлено, а вскоре и белая армия терпит окончательное поражение, что приводит Григория к последней степени отчаяния. И опять его судьба делает крутой поворот — он вступает в конную армию Буденного, где так же героически воюет с поляками, желая очиститься, таким образом, перед большевиками. Но в советской действительности, где даже нейтралитет считается преступлением, тоже нет спасения для Григория. С горькой улыбкой он говорит, что завидует красноармейцу Кошевому и белогвардейцу Листницкому: «Им с самого начала было ясно, а мне и доселе все неясное. У них, у обоих свои, прямые дороги, свои концы, а я с 17 года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь...». После разговора с Кошевым, он понимает, что не может надеяться на прощение со стороны советской власти. Под угрозой ареста, а, следовательно, и неминуемого расстрела, Григорий ночью, украдкой, покидает хутор. Он вынужден скрываться в лесу, где и попадает к повстанцам Фомина. Это люди совсем не его масштаба, но другого выхода у него просто нет. После долгих скитаний, тоскуя по Аксинье и детям, он тайно возвращается домой. Положение Григория, действительно, безвыходное. Бегство с Аксиньей на Кубань — последняя надежда найти свое жизненное счастье. Но оно длится недолго — случайная пуля лишает его самого дорогого — любимой женщины. У Григория ничего не осталось, все, что было дорого — отнято этой бессмысленной чередой кровавых событий. Слишком дорогую цену пришлось заплатить ему за поиски жизненной правды.
Скрываясь в лесу от людей, Григорий испытывает сильное желание «походить бы... по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда можно было бы и помереть... ». И он возвращается в родной хутор. М. Шолохов заканчивает свой роман трогательной картиной встречи героя с сыном: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».
С черной выжженной пожарами степью сравнивает М. Шолохов жизнь Григория в конце романа. Смелый, сильный человек стал легкой щепкой в бурном океане исторических событий.
О дальнейшей судьбе Григория Мелехова мы можем догадываться по ходу романа: скорее всего он вернулся, чтобы погибнуть от руки коммунистов в лице Михаила Кошевого.
М. Шолохов оставляет финал открытым, ставя перед читателями вопрос о праве на жизнь своего героя. Такой конец романа был резко воспринят писателями-современниками.
Перед нами прошла целая человеческая судьба. Промелькнула, ярко вспыхнув и медленно угасая. Неправильно было бы сказать, что жизненные искания нашего героя зашли в тупик, нет. У него была яркая жизнь, настоящая любовь и, возможно, ему дано право стать счастливым отцом. Он всегда руководствовался в жизни своими собственными принципами и убеждениями, стараясь найти лучшую долю для себя и дорогих ему людей.
За роман «Тихий Дон» М. Шолохов был награжден Нобелевской премией, что само за себя говорит о величии и огромном значении этой книги.