ЭЛЕКТРА —
1) героиня трагедии Эсхила «Хоэфоры» («Приносящие возлияние»; вторая трагедия из трилогии «Орестея», 459 г. до н.э.), дочь микенского царя Агамемнона и Клитемнестры. Согласно пророчеству Аполлона Дельфийского Клитемнестра и ее любовник Эгисф, захватившие верховную власть в Микенах после убийства Агамемнона, должны погибнуть от руки Ореста, сына Агамемнона и Клитемнестры. Сюжет драмы — обстоятельства этого убийства. Клитемнестра, напуганная сном, приказывает Э. отнести жертвы на могилу Агамемнона. Для нее тяжело это поручение, и хор пленниц-плакальщиц — активное действующее лицо драмы — побуждает ее действовать и напоминает ей о правоте мести. По оставленному на могиле локону она узнает Ореста; вымышленная весть о его гибели помогает брату и сестре в осуществлении их замысла, и Клитемнестра, а затем и Эгисф погибают от рук Ореста. Образ Э. у Эсхила не обладает достаточно яркими индивидуальными чертами; он растворяется в действии, разворачивающемся в соответствии с божественной волей. Этот образ полон глубоких поэтических символов, направленных на раскрытие заключающейся в этой воле справедливости. Как характер героиня Эсхила уступает Э. Софокла. 2) Героиня трагедии Софокла «Электра». (Вопрос о датировке трагедии, как и одноименной трагедии Еврипида, весьма сложен за отсутствием документальных данных; принятый в последнее время вариант — около 415 г. до н.э.) В отличие от Эсхиловой драмы Э. у Софокла — главная героиня. Сюжетная канва отличается от Эсхиловой некоторым усложнением и незначительными деталями; но сама атмосфера трагедии и ее характеры — совершенно иные. Э. у Софокла не колеблется, не сомневается в своей решимости отомстить; и для того, чтобы ярче подчеркнуть ее духовные силы, Софокл оттеняет ее — как это было и в «Антигоне» — образом нерешительной, примирившейся со своей судьбой сестры Хрисо-фемиды. В.А.Жуковский так описывает образ Э.: «Убийство Эгисфа и Клитемнестры можно почесть одною только необходимою принадлежностью Софокловой драмы; душа ее одна Э., твердая, пылающая мщением, окруженная несчастиями, величественная в горестном унижении, и главное намерение стихотворца состоит единственно в том, чтобы представить этот великий характер в различных положениях, заставляющих различным образом его раскрываться». Ж.-Ф.Лагарп считает характер Э. одним из самых драматических, которые ему известны (предпочитая в то же время Э. Вольтера — Софокловой). Софокл делает все, чтобы усилить позицию Э. и Ореста и ослабить таковую же их противников: он оставляет без внимания собственные права Эгисфа на месть (сын Фиеста, которому Атрей причинил столько зла, имел все основания для вражды к сыну последнего); единственное, что позволяется сказать в свое оправдание Клитемнестре, — убийство стало местью за Ифигению, но контекст реплики (слова деспотической правительницы, а не униженно молящей) и само содержание обессиливают аргументы; Эгисфу победители на радостях даже не дают сказать ни одного слова в свое оправдание, торопясь покончить с ним быстрее и не желая затягивать дело речами. Никакого отпечатка на образы трагедии не накладывает и позорное будущее Ореста, которому суждено предательски убить у дельфийского алтаря благородного Неоптолема. Си
Лит.: Жуковский В.А. Электра и Орест. Трагедия в пяти действиях, сочинение Александра Грузинцо-ва // Жуковский В.А. Собр. соч. СПб., 1902. T.IX; Schlegel Aug.-W. Gnechisches und romisches Theater (Vergleichung der Choephoren des Aschylus, der Elektra des Sophokles und der des Euripides); G.Margolin. Notice // Euripide. Electee. Par G.Margolin. Liege-Paris, 1965; см. также лит. к статье «Аякс».