Образ Роланда последовательно раскрывается в его поступках. Роланд всегда покоряет необходимости делать то, что требует от него обязанность рыцаря, но эта покорность не имеет ничего общего с покорностью судьбы. Служение королю и «дорогой Франции» – это сознательный выбор и естественное естество героя.
В основу «Песни о Роланде» положен исторический факт, занесенный в летопись 778 г. летописцем Карла Большого. Карл после неудачного похода в Испанию отправился в возвратный путь через Пиренеи. В Ронсевальский ущелью ночью на отряд франков напали баски, захватили обоз и перебили почти весь арьергард. Среди погибших был и бретонец Хроудланд. По отомщать за своих франкам не удалось.
«Песня о Роланде» – средневековый героический эпос французского народа. В произведении воспевает «священная» борьба франков против «суеверных» мусульман.
Вывод. Историческая правда в «Песне о Роланде» переосмысливается согласно задачам, которые ставили себе творцы средневекового эпоса: показать идеал патриотичного служения. Роланд и олицетворяет этот идеал, поэтому он наделяется наилучшими чертами: силой. мощью, выносливостью, а главное – преданностью королю и отчизне.
Триста лет по тому в «Песне о Роланде» эти события изменились так, что их тяжело узнать. Незначительный поход Карла превратился на «священную войну» за христианскую веру, христиане баски обернулись в народном эпосе «плохими» сарацинами, а бесславное избиение франков явилось как героическая битва против объединенных сил всего «суеверного мира». Никому же неизвестный Хроудланд стал знаменитым рыцарем Роландом, племянником самого Карла Большого.
Действительность, которая возникает в «Песне о Роланде»,- величественная и простая. Это христианский мир, который со всех сторон окружает мир «суеверных». Христианский мир надо защищать от них, если же они вторгаются в мир христианский – их надо уничтожать. Поэтому война, которую ведет Карл,- священная.
Принцип параллелизма в строении «Песни о Роланде» применяется четко и посл
В этом «преобразовании» исторического факта кроются особенности героического эпоса как жанра, его роль и значения в культуре народа. Героический эпос возникает на этапе осознания человеческим сообществом своего единства. Это осознание происходит из деления мира людей на «своих» и «чужих». В эпохе каждого народа и создается этот образ «своих», которых наделяют наилучшими чертами. Героическое прошлое – подпочва, на котором формируется идеал современного. Эпос составляли и выполняли не для того, чтобы сохранить в памяти точные факты, а для того, чтобы рассказать о себе, свои наилучшие черты.
Роланд возникает в произведении как носитель наилучших черт христианского мира, а его индивидуальный характер олицетворяет ценности всего народа. Образа Роланда присущие новые черты самоощущения эпического героя, обусловленные новыми историческими реалиями, которые сложились в Европе после упадка Западной Римской империи, образование новых государств, установление феодальных отношений вассала и сеньора, сюзерена. Преданность Роланда Карлу – это преданность общегосударственным интересам, которые и олицетворяет король.
Борьба против иностранцев и иноверцев за родину – ведущая тема «Песни о Роланде». Определяющая черта, которая характеризует франков в «Песне о Роланде»,- патриотизм. Все они воюют не ради собственной выгоды, а ради «дорогой Франции», а шире – «за весь мир христианский». А олицетворяет этот религиозно-патриотичный идеал рыцарство.
Опорные понятия: героический эпос, историческая правда, художественная правда, героический идеал, эпический герой, противопоставление двух миров.