Во французской поэме исторические факты и события, переплести с поэтической выдумкой, получили кое-что другую интерпретацию и окраску. Поэма начинается воспеванием победы Карла Большого в Испании. Семь лет он воюет с сарацинами, захватил все испанские города, кроме Сарагосы. Здесь сарацинский царь Марсилий совещается со своими знатными вассалами, как ему избавиться франков. Старейший из них предлагает Марсилию лживо поклясться Карлу в вечной дружбе и пообещать, если франки выведут войско, самому принять христианство и окрестить всех подданных. Знатный феодал Ганелон, отчим Роланда, предназначен выполнить доверенность Карла, предает его, укладывая договор с Марсилием. Он уговаривает Карла возвратить на родину, что тот и сделал, поверив его обманным уверением в опасности.
По совету того же Ганелона Карл поручает Роланду прикрывать французское войско. В горах, в Ронсевальской ущелью, франки были разбиты, Роланд погиб, но его предсмертный призыв услышал Карл, поспешив на помощь. Франки дотла разбивают врагов и подвергают крещению сто тысяч неверных. Поэма заканчивается смертной казнью Ганелона.
В содержании поэм отразились важные события жизни средневековой Франции. (соответственно VIII-XI ст. и XII ст.). Французские короли продолжительное время вели борьбу с арабо-мавританской экспансией, которая угрожала Европе. Эти войны оказывали содействие формированию патриотичного сознания и вместе с тем расценивались как “благоугодно дело” - уничтожение язычества. И вдобавок в конце XI ст. под влиянием духовенства рыцарство начало собираться в крестовый поход в Палестину. В таком патриотическом и религиозном расположении духа возникает народно героическое содержание “Песни о Роланде”.
В поэме отразились разногласия, типа для феодальных отношений X-XI ст. Исторически прогрессивная тенденция к объединению и централизации власти наталкивалась на феодальную анархию и сепаратизм. В этой исторической обстановке народный эпос о Карле Великом приобретал новое общественное значение, обогащался новыми, нужными для идеологии того времени мотивами и деталями. Так, типичный военный случай (столкновенье с басками, и вдобавок - христианами) народное сознание превратило в эпоху в картину кровавой битвы французского войска с маврами захватчиками и всем мусульманским миром. Пафос подвига у имени национальной независимости родины противопоставлен фе
Идея осуждения феодального своеволия роднит старо-французкую “Песню о Роланде” с памяткой древнерусской литературы конца XII ст. “Словом о полке Игоревым”, в которой также звучит страстный призыв к князьям прекратить распри и объединиться для отпора грозному нашествию кочевников. Тема пронизана любовью к родному краю и народу, переживанием за их будущее. Изображая картину опустошения Русской земли, раздор между князьями, автор “Слова о полке Игоревым” призывает забыть о собственных эгоистических интересах, превыше всего опекаться делом всенародной.
Роланд - отважный рыцарь, который превыше всего заботится об интересах своего короля и государства. Ради выполнения патриотичной обязанности до конца он готов отдать свою жизнь. Роланд высоко ценит дружбу, его товарищеские отношения с Оливером перерастают в духовное единство. Но мудрая предусмотрительность Оливера не спасает храброго и вместе с тем безумного Роланда. Духом героической человечности преисполненные сцены прощания Роланда с товарищами, его думы о мертвых и живых, короле и Франции, о судьбе своего боевого оружия. Здесь полностью раскрывается мужество и духовная красота народного героя:
* Мой добрый меч, в Дюрандале верный,
* Когда я умру, ты больше не нужен!
* А сколько битв с тобой выиграл я,
* А сколько царств завоевано тобой
* Для императора с седою бородой!
* Ты не попал у руки трусам,
* Тобой владел такой вассал,
* Что не знает уже Франция - красота!
В “Песне о Роланде” четко выраженные авторские благосклонные взгляды на христианство. К Богу постоянно обращается Карл, помощь у него ищут Роланд, его воины. Франки в поэме выполняют особую, божественную миссию. Многочисленные небесные соревнования, религиозные призывы, молитвы надышат воинов на борьбу с “поганцами”. Постоянно подчеркивается и небесная поддержка, которую Бог и святые предоставляют франкам. Так, по просьбе франков Бог продолжает день, чтобы к закату солнца Карл отомстил за смерть Роланда и его отряда. Победив врагов, французский король силой окрестил неверных. Итак, победа Франции отождествляется с подвигом у имени христианской веры. Религиозная проблема - утверждение торжества христианства, его распространение как ручательство могущества и славы государства - главная в поэме.