Из переведенных книг на Руси большой популярностью пользовались хроники, в которых во временной последовательности рассказывалось о событиях общественного и бытового характера. По образцу этих хроник русские ученые монахи начали и сами делать записи о важных событиях, свидетелями которых они были или слышали о них. Сведения о героическом прошлом Руси часто брались из народных пересказов, песен, легенд и т.п. Позднее эти записи были сведены в отдельную рукописную книжку, которая носила название летопись. В конце 30-х - начале 40-х годов ХI ст. завершено древнейшее летописное сведение. Начиналось оно рассказом о легендарных основателях Киева - братьев Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лебедь. Однако, в этом сведении еще не указывалось, в какие года происходили события.
Около 1073 года древнейшее летописное сведение переработал монах Киево-Печерского монастыря Никон, который прославлялся своей ученостью и мудростью. Он ввел к нему много новых рассказов о давних и новейших событиях, разместил их в хронологическом порядке, указав года. После его смерти летописания продолжали другие грамотные монахи. В начале XII ст. во время княжения Владимира Мономаха на основе предыдущи
«Повесть временных лет» распространилась по всей Руси: ею начинаются все летописи, которые возникли позднее в монастырях или при княжеских дворах других городов - Галича, Новгорода, Твери. Такие летописи воссоздавали события, которые происходили в этих княжествах. Во всех летописях есть и очень краткие записи, и подробные, в которых шире рассказывается о важных общественных событиях, обстоятельствах, характеризуются исторические лица, приводятся их высказывания. Такие рассказы написаны образно, эмоционально, бодрым языком, поэтому летописи являются памяткой не только истории, а и художественной литературы.