Романтическая лирика — это преимущественно лирика настроения. Романтики умело и тонко создавали картины природы. Но главным в этих картинах было не описание, не внешние приметы пейзажа. Человек и мир – вот, что прежде всего волновало романтиков. Многим из них это отношение казалось загадочным, таинственным. Живое внимание к чувствам и переживаниям человека видим мы в прозе и в драматургии романтиков. На смену философской повести, роману и мещанской драме просветителей приходит романтический стих, поэма, лирическая драма.
Прямолинейная рассудительность просветителей казалась романтикам недостаточной для познания мира, а сухие правила классицизма были, по их мнению, ненужными кандалами, которые мешают художнику в его творческих усилиях. Поэтому романтики исповедуют свободу поэта в использовании разных художественных средств для образного выражения своих мыслей и чувств, своего отношения к действительности. Этим объясняется исключительное богатство художественных форм романтической поэзии.
В пору романтизма в разных странах усиливается интерес к национальному прошлому, к национальной культуре. Собираются и записываются народные легенды, сказки, песни. Вместе с тем, романтики показывают усиленную заинтересованность искусством других народов. Они стараются исторически осмыслить культурные явления прошлого. Историческая и национальная своеобразность, колорит эпохи получают отображение в историческом романе, который возникает в это время. Впервые составляется теория научного перевода. Формируется понятие мировой литературы. Романтики обращались к необыкновенным экзотическим образам. Особенно характерно обращение к Востоку. Большой популярностью пользовались восточные поэмы Байрона: “Гяур”, “Корсар” и др. “Восточное” – так назывался один из сборников стихов Гюго.
Величайшие представители искусства романтизма – в Англии: Дж Байрон, Дж. Китс, П. Шелли; в Германии – Э. Гофман, Г. Гейне, Новалис; во Франции – А. Мюссе, Ж. Санд, В. Гюго; в СЩА — Э. По, Дж. Ф. Купер, Г. Мелвилл, в Польше – А. Мицкевич, Ю. Словацкий, в Венгрии – Ш. Петефи, в России – А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь. В рамках романтизма
В начале XIX столетия в немецком городе Гейдельберге создается объединение поэтов-романтиков, которые поставили перед собой цель изучения истории и культуры прошлого Германии путем сбора, систематизации и исследования фольклорных материалов. Значительным взносом гейдельбергских романтиков в развитие литературы и литературоведения стала публикация народных песен (Л. Арним и К. Бретано), народных сказок (братья Гримм). Благодаря их усилиям возникла мифологическая школа в литературоведении. В оригинальном творчестве гейдельбергских романтиков не восприятие буржуазных тенденций общественного развития объединялось с идеализацией патриархального уклада, воспеванием исторического прошлого, идеей религиозного отречения. Эстетика гейдельбергских романтиков имела влияние на украинских писателей первой половины XIX столетия, в частности, опять таки, на представителей Харьковской школы романтиков.
Таким образом, романтическое направление начала XIX столетия знаменовало собой новый этап в развитии европейской литературы. Романтики обогатили литературу мастерством изображения внутреннего мира героя, вызвали во всех странах необыкновенный расцвет лирики. Они не давали конкретных ответов на вопрос современности, а иногда отвечали неверно. Но романтики пробуждали мысль. Богатством образов, глубоким лиризмом, умением видеть противоречивость жизненных явлений они подготовили новую ступень в развитии мировой литературы.