Когда я воспоминаю своё детство, в памяти моей всплывает то солнечное утро, то тревожный шелест тополей перед грозой, то куст рябины с красными гроздьями, то вечерняя зарница и стая журавлей над седым небосклоном, то крона могучего дуба, то изморозь на стебельке травы. Перед глазами предстают картины родного уголка, и чаще бьётся сердце, потому что многообразие окружающего мира входит в нашу душу как чистый источник, из которого мы пьём живую воду.
Природа нашего края – это не какое-то символическое богатство. Это труд десятков поколений, поливших потом родную землю и передавших её своим потомкам.
Перед современным миром стоит острая проблема, от успешного решения которой зависит дальнейшая его судьба: спасение окружающей среды. Экологические вопросы всё настойчивее вторгаются в самые различные области нашей жизни, а тема взаимоотношений человека и вселенной становится одной из главных в современной литературе. Писатели первыми забили тревогу, желая приостановить опустошительную активность «покорителей» мира.
Из всех произведений художественной литературы наибольшее впечатление на меня произвело повествование в рассказах «Царь-рыба» В. Астафьева. Все главы объединяются образом огромного существа, обитающего в глубинных водах, вершащего строгий суд. Автор показывает отношение людей к родной земле, к её богатствам. Астафьев утверждает: «Справедлива, мудра, терпелива наша природа».
Игнатьич отправляется на Енисей и, не довольствуясь мелкой рыбёшкой, пытается поймать осетра. Его ожидание было вознаграждено. В какой-то момент герой заметил рыбу у самого борта лодки и растерялся от удивления, потому что было что-то первобытное не только в величине, но и в формах ее тела. Осётр оказался очень зловещим. Душа Зиновия как бы раздвоилась: одна половина подсказывала отпустить его и тем самым сохранить себя, но другая ни в какую не хотела расставаться с такой добычей, ведь царь-рыба попадается лишь раз в жизни. Страсть берет верх над благоразумием. Игнатьич решает во что бы то ни стало выловить это существо. Но по неосторожности оказывается на крючке собственной снасти. Персонаж чувствует, что тонет, что чудовище тянет его на дно, но он ничего не может сделать для своего спасения. Перед лицом смерти рыбина становится для него некоей тварью. Герой, никогда не веривший в Бога, в этот миг обращается к нему за помощью. Игнатьич вспоминает о том, пытался забыть опозоренную девушку, которую обрек на вечные страдания. Выходило так, что природа, тоже в каком-то смысле "женщина", жестоко мстила ему за причиненное зло. Зиновий, "не владея ртом, но все же надеясь, что хоть кто-нибудь да услышит его, прерывисто и изорванно засипел: "Гла-а-аша-а-а, прос-ти-и-и..." И когда осётр отпускает Игнатьича, он чувствует, что душа его освобождается от груза, который давил на него всю жизнь. Получилось так, что царь-рыба выполнила божественную задачу:
призвала к покаянию героя и за это отпустила ему грех. Автор оставляет надежду на праведную жизнь не только своему персонажу, но и всем нам, потому что никто на земле не застрахован от конфликтов с окруж
Мы подошли к такому рубежу, когда политический и экономический кризисы могут обернуться погребальным звоном по планете, единственным залогом и шансом выживания становится совесть человеческая. Без корней, без истории, без культуры наше поколение обрекает себя на вымирание. А истребляя всё вокруг, мы оставляем в своей душе нравственную пустоту. Об этом говорит мой любимый писатель В. Распутин в повести «Прощание с Матёрой».
Центральным героем является старуха Дарья. Это целый мир со своей психологией и философией. Она только внешне вроде бы недалёкий человек. На самом деле у неё, наряду с непреклонностью, высокой гражданственностью, нежное сердце, она умеет чутко слушать ход времени. Пинегина – воплощение народной мудрости. Отсюда закономерно восклицание: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни!» Матёра находится на историческом переломе: осенью остров будет затоплен. Писатель показывает нам не просто гибель села, но и исчезновение ещё одного очага многовековой культуры. Символичен образ матери-земли, коренного и вечного начала, связывающего жителей маленькой деревни со всем огромным миром.
Логическим продолжением «Прощания с Матёрой» я считаю повесть Распутина «Пожар». Её главным героем является Иван Петрович Егоров – гражданин-законник, как его называют архаровцы. Так автор окрестил беспечных, нетрудолюбивых людей. Во время пожара они и ведут себя соответственно своему обычному житейскому поведению: «Все тащат!», Ивану Петровичу невыносимо ощущать свою беспомощность перед этими людьми. Но беспорядок царит не только вокруг, но и в его душе. Герой осознает, что "у человека в жизни четыре подпорки: дом с семьей, работа, люди и земля, на которой стоит твой дом. Захромает какая-нибудь - весь свет в наклон". В данном случае не выдержала земля. Уничтожающий огонь у Распутина не только стихия, но и художественный образ. Я думаю, что это опаленная память. Пожара не избежать там, где потеряно чувство прекрасного, где укоренилось потребительское отношение к природе, где забыто, что значит жить по совести. И слово писателя предостерегает всех нас, так как на планете, подобно раковой опухоли, разрастаются зоны экологического бедствия.
На страницах газет и журналов, по радио и телевидению В. Распутин поднимает животрепещущие проблемы.
Мне кажется, что это о нем написала Ю. Друнина в стихотворении «Когда земля защиты просит»:
Его вполуха слушали вначале.
Но с первых слов понятно стало мне,
Что людям нёс он не свои печали –
Его душа болела о стране:
О тех краях, что росчерком единым
Хотят на растерзание отдать
Не ведающим жалости машинам:
Заставить реки повернуть вспять –
Опять природу жаждем «покорять».
Я вступаю во взрослую жизнь в трудное и тревожное время для моей страны. И от меня тоже будет зависеть её будущее. И я хочу, чтобы добрые традиции не умирали, чтобы истоки не были замутнены, чтобы мои дети дышали чистым воздухом и пили родниковую воду, любили свою родину.