Дмитрий Борисович Кабалевский — один из выдающихся советских композиторов. Он создал оперы (“Кола Брюньон”, “В огне”, “Семья Тараса”, “Никита Вершинин”, “Сестры”), кантаты, симфонии и камерные произведения, реквием, четыре фортепианных, скрипичный и два виолончельных концерта, большое количество фортепианных пьес, песни. Ему принадлежат также музыкальное оформление ко многим кинофильмам, оперетта “Весна идет”. Музыка Кабалевского проникнута интонациями и ритмами, характерными для наших дней. Особенно привлекают композитора светлые образы детства и юности. Об этом говорит большая часть его произведений.
Для своих юных друзей композитор не только писал музыку. По радио, с концертной эстрады он читал лекции, проводил увлекательные беседы о музыке. Композитор, исполнитель, педагог, музыковед-исследователь, Д. Б. Кабалевский являлся одним из активнейших деятелей советской музыкальной культуры. Его заслуги были по достоинству оценены государством.
БИОГРАФИЯ
Детство и годы учения. Дмитрий Борисович Кабалевский родился 30 декабря 1904 года в Петербурге в семье служащего. Еще мальчиком он любил импровизировать на фортепиано. Систематические занятия музыкой начались в Музыкальном техникуме имени Скрябина в Москве в 1919 году — по фортепиано у Селиванова (директора техникума) и по сочинению у известного теоретика и композитора Г. Катуара. Будущий композитор настолько увлечен творчеством, что заражает своим энтузиазмом самого директора, который открывает в техникуме композиторское отделение. Правда, долгое время там был всего один ученик... Кабалевский!
С шестнадцати лет юноше пришлось зарабатывать себе на жизнь: он рисует плакаты, служит почтальоном, играет на фортепиано в кино. Одновременно с этим Кабалевский успевает заниматься спортом, учиться в школе живописи и рисования.
Уже тогда возникло тяготение Кабалевского к детям. Он ведет класс фортепиано, в детской музыкальной школе, пишет для ребят пьесы, песни. Так было положено начало дружбе композитора с детьми. А детская, юношеская тема в музыке стала для него одной из самых любимых.
В 1925 году Кабалевский оканчивает техникум и поступает в Московскую консерваторию, где также учится по двум специальностям: по фортепиано — у выдающегося советского пианиста и педагога А. Б. Гольденвейзера, по композиции — у Катуара, а позже у Н. Я. Мясковского. Мясковский дал своему ученику глубокие знания, развил в нем трудолюбие и пробудил большую любовь к русской народной музыке. Опытный педагог, он помог Кабалевскому найти свой путь в искусстве.
В 1927 году появились первые публикации сочинений Дмитрия Борисовича. Через два года Кабалевский оканчивает консерваторию как композитор, годом позже — как пианист. Его имя занесено на мраморную Доску почета. На выпускном экзамене Кабалевский представил первый фортепианный концерт и первый квартет. Впервые концерт прозвучал в 1931 году на эстраде Большого театра в исполнении автора.
30-е годы — начало самостоятельного творческого пути Кабалевского. Он активно включается в музыкальную жизнь страны. Много пишет, работает в консерватории, выступает по вопросам музыки с докладами и в печати. Кабалевский посещает школы, пионерские лагеря. В Артеке в 1935 году он впервые проводит музыкальные беседы.
Для любимой детской аудитории Кабалевский пишет много песен (“Первое мая”, “Паровоз”, “Птичий дом”), пять фортепианных пьес “Из пионерской жизни”, второй концерт для фортепиано с оркестром. Особую популярность завоевала “Песня о пионере Абросимове”. Поводом к созданию этой песни послужило сообщение в газетах о смелом поступке пионера Абросимова. Мальчик заметил сломанный рельс и вовремя предупредил машиниста об опасности. Он подал сигнал своим пионерским галстуком, и крушение поезда было предотвращено.
Появляется целый ряд кинофильмов с музыкой Кабалевского (“Петербургская ночь”, “Щорс”, “Антон Иванович сердится”), а также пьес в драматических театрах (“Гибель эскадры” А. Корнейчука, “Школа злословия” Шеридана, “Мадам Бовари” Флобера).
Из произведений крупных жанров Кабалевский пишет три симфонии и оперу “Мастер из Кламси”. Опера была закончена в 1938 году и поставлена на сцене Ленинградского Малого оперного театра. Тридцать лет спустя, композитор создал новую редакцию оперы (под названием “Кола Брюньон”). Это одно из лучших сочинений Кабалевского.
Опера “Кола Брюньон” написана по одноименной повести французского писателя Ромена Роллана. Герой оперы — крестьянин Кола, умеющий “вскапывать, вспахивать недра земли, сеять, выращивать пшеницу и овес, разводить, подрезать, прививать виноград, выжимать его сочные гроздья, жать, вязать снопы, цепами молотить зерно, делать хлеб и вино”. Кола и талантливый резчик по дереву. Остроумный весельчак в повседневной жизни, он в момент вспышки народного недовольства отправляется к замку герцога, чтобы, посрамив его перед всеми, отомстить за унижения и оскорбления: Кола приносит скульптуру, изображающую герцога верхом на осле лицом к хвосту (заключительная сцена — кульминация оперы).
Кола Брюньона преследуют в жизни неудачи, но он никогда не теряет стойкости. И даже в борьбе с чумой он побеждает напрошенную гостью. Главную черту героя — оптимизм — и удалось передать композитору в опере.
С образом Кола связана увертюра, полная кипучей жизни и энергии (основная тема ее прозвучит затем в рондо Кола из второй картины оперы). Хорошо удались композитору народные сцены лирического характера. Таков хор сборщиц винограда, солнечный и поэтичный.
Кабалевский почти не использовал в опере народные французские мелодии, хотя тщательно изучал их на протяжении двух лет. И все же музыка оперы насыщена интонациями народных песен, что придает ей своеобразный колорит.
Ознакомившись с фрагментами оперы, Ромен Роллан писал композитору: “В целом Ваше сочинение — одно из лучших, которые я знаю в новой русской музыке, написанной для сцены”.
Годы войны. Непосредственно во фронтовых условиях Кабалевский пишет сюиту “Народные мстители”. Тема войны звучит в его опе
1943 году Кабалевский пишет 24 прелюдии для фортепиано. Прелюдии по-своему отразили настроение людей военного времени.
Немало в эти годы Кабалевский пишет и детских песен. Широко известную песню “Четверка дружная ребят” Дмитрий Борисович написал в творческом содружестве с С. Я. Маршаком в начале войны, в 1941 году. История ее создания такова. По телефону поэт прочитал Кабалевскому первый куплет. Стихи Маршака сразу же привлекли композитора. На другой день, когда поэт хотел прочитать новые куплеты, песня была уже готова! И автору слов и композитору удалось передать серьезное отношение советских ребят к военным событиям. Песня призывала детей помочь взрослым в их трудной борьбе. Это песня-марш. Светлая и задорная вначале, в припеве она звучит строго и решительно.
Послевоенные годы. Позднее творчество. Послевоенный период — наиболее богатый по количеству написанных произведений: это оперы, концерты, кантаты, детские песни и фортепианные пьесы, реквием, музыка к кинофильмам.
В 1943 году композитор заканчивает концерт для скрипки с оркестром, который вошел в триаду его концертов, предназначенную для учеников музыкальных школ и училищ. В 1949 году он пишет виолончельный, а в 1952 году — третий фортепианный концерт. Посвящение определило характер произведений — веселый и жизнерадостный. В различные части концертов Кабалевский вводит мелодии своих детских песен (“Четверка дружная ребят” — в финал скрипичного концерта, “Наш край” — во вторую часть фортепианного), использует русские и украинские народные мелодии.
Наряду с задорными, энергично-напористыми темами в концертах есть страницы искренней проникновенной лирики. Так, в средней части скрипичного концерта звучит нежная мелодия, полная тепла и сердечности. Разъясняя как-то ребятам содержание концерта, Кабалевский сравнил эту музыку с весной в природе, с весной жизни.
Одновременно с концертами Кабалевский работает над оперой “Семья Тараса”. Созданная под непосредственным впечатлением от военных событий, опера отразила героизм советского народа, его мужество в борьбе с врагом.
В послевоенные годы Кабалевский снова пишет фортепианные пьесы и песни для детской аудитории. Появляются “Семь веселых песен” (слова С. Маршака), “Четыре песни-шутки” (слова С. Маршака и С. Михалкова). Детвора сразу же запела эти замечательные песни. Но одна из них — “Мельник, мальчик и осёл” — полюбилась особенно. Написанная по мотивам восточной сказки, песня остроумно высмеивает мельника, который, подчиняясь чужому совету, каждый раз попадает впросак. Имей всегда свое собственное мнение, — подсказывает песня.
Песню “Наш край” (слова А. Пришельца) попросили написать Дмитрия Борисовича пионеры, (это было в Доме творчества композиторов под Москвой). Причем к утру следующего дня! Т. к. ребята хотели успеть выучить песню и исполнить её на конкурсе. Композитор просидел за работой всю ночь, но “задание” выполнил. Он сам отнес новую песню в пионерский лагерь, а через день уже слушал ее на концерте. Песня в исполнении находчивых ребят заняла первое место на конкурсе.
В 1948 году в переводе С. Маршака были изданы “Сонеты” великого английского драматурга и поэта Шекспира. Кабалевский остановил свое внимание на нескольких стихотворениях. И через пять лет закончил “Десять сонетов Шекспира” для баса в сопровождении фортепиано. Содержание их разнообразно. Это размышления о счастье, дружбе, о любви, о жизни и смерти. Сонеты написаны в виде лирических монологов-раздумий. Кабалевскому удалось передать в музыке возвышенный поэтический стиль сонетов. Строгость и сдержанность высказывания еще больше оттеняют глубину мысли стихотворений.
Композитор продолжает писать музыку к кинофильмам. Сюжеты их разнообразны: “Первоклассница”, “Академик Павлов”, “Мусоргский”, “Вольница”, “Феликс Дзержинский”, “Вихри враждебные”, “Хождение по мукам” (“Сестры”, “1918 год”, “Хмурое утро”).
В 1969 году Кабалевский заканчивает оперу “Сестры” (либретто С. Богомазова по повести И. Лаврова “Встреча с чудом”). Центральные персонажи оперы — сестры Ася и Слава, мечтающие поступить в мореходное училище и стать штурманами. Мечты девушек, столкновение с трудностями — основное содержание произведения. Романтическая устремленность в будущее определила собою и характер музыки оперы, где образ моря становится символом юношеской мечты.
В 1979 году на фестивале “Московская осень” впервые прозвучал четвертый — “Пражский” — фортепианный концерт Кабалевского.
На протяжении 1975—1985 годов были сочинены циклы — шесть романсов “Время” (на стихи С. Маршака), восемь романсов “Песни печального сердца” (на стихи О. Туманяна) и “Семь песен о любви” (на стихи Е. Долматовского).
Работу над новыми произведениями Кабалевский сочетает с деятельностью педагога-просветителя. Будучи действительным членом Академии педагогических наук, он начинает преподавать музыку в одной из общеобразовательных школ Москвы. В результате возникает новая программа по музыке, которая широко распространяется в школах РСФСР. В 1983 году по инициативе и под редакцией Кабалевского начал выходить журнал “Музыка в школе”.
Убеждение в необходимости всеобщего музыкального образования Кабалевский подкрепляет и печатным словом. Назовем лишь некоторые из его литературных работ: “Про трех китов и про многое другое”, “Прекрасное пробуждает доброе”, “Как рассказывать детям о музыке?”, “Воспитание ума и сердца”, “Музыка и музыкальное воспитание”, “Ровесник”.
14 февраля 1987 года Д. Б. Кабалевский скончался. На вопрос: что такое счастье? — он отвечал: “Быть нужным людям”. Служению людям он и посвятил всю свою жизнь.
Список литературы: И. Прохорова, Г. Скудина. Музыкальная литература советского периода. Москва, “Музыка”, 1993 г.
Д. Кабалевский. “Ровесники”. Беседы о музыке для юношества. Выпуск первый. Москва, “Музыка”, 1981 г.