При первом прочтении рассказа меня, прежде всего, поразила выпуклость, объёмность, рельефность деталей. Это можно сравнить с живописью средневековых голландских и вообще скандинавских мастеров. Бросается в глаза сначала центральный образ, потом где-то вдали солнечный зайчик оживляет лицо старца, а серебряная стрела в волосах старухи вдруг сверкнёт, будто насмехаясь над её эгоизмом и честолюбием.
Интересно, что, хотя рассказ называется «Господин из Сан-Франциско», главный герой вовсе не он. Главного персонажа, похоже, не существует вообще. Этот господин никогда не был Человеком, не жил душой, не страдал. Меня просто оскорбило его отношение к маршруту отдыха, особенно его видение Неаполя, осмотр «пахнущих воском церквей, в которых повсюду одно и то же... чьё-нибудь «снятие с креста», непременно знаменитое». Это ханжество и низость. Такой толстокожести нет ни оправдания, ни прощения.
Словно дивертисменты в балете Прокофьева, по всей линии жизни семьи господина из Сан-Франциско автор разбросал элементы языческого обряда. Умершие традиции составляют всю жизнь отдыхающих. Но здесь эти традиции почтительности, гостеприимства и услужливости перерастают в рабскую покорность перед деньгами и раскрепощённую наглость униженных. Невольно вспоминается изречение Малера: «Традиция — это мусорная куча».
Обращают на себя внимание детали, стиль построения фраз, абзацев, точность сравнений. Возникает впечатление, будто на твоих глазах реставрируют неизвестную фреску Микеланджело. Насыщенно яркие краски, библейский сюжет о тщетности суеты, гармония стихий и атмосферы, которая дышит, сле
Смешно было наблюдать за страданиями миссис во время переезда на Капри. Бунин изящно сравнил держащую в зубах ломтик лимона миссис и неутомимую горничную, «качавшуюся на этих волнах и в зной, и в стужу».
Важное место занимают в рассказе и прекрасные, будто живые, пейзажи, которые выполняют роль интермедий.
После саркастического передразнивания слугой только что умершего господина идёт описание голубого утреннего неба, влажного ветра, солнца за синими горами Италии, и снова земля, гроб, извозчик, смерть, конец. Но нет, жизнь продолжается, снова маленький пароходик пустился в путь и на острове возродился покой. Казалось бы, прекрасный конец. Нет — опять стихия, буря, океан, мрак — ад.
«Вся озарённая солнцем, стояла в белоснежных гипсовых одеждах и в царском венце матерь божия, кроткая и милостивая, с очами, поднятыми к небу».