Идеи нравственности просты, как жизнь, и, как она, сложны. Казалось бы, от нас требуется всего лишь соблюдение определенных обязанностей. Но такого рода обязанности существуют везде, где действует человек: на работе и на отдыхе, в учебе и общественной деятельности, в семье, по отношению к друзьям, окружающим людям и природе. И как бывает порой сложно поступать согласно определенным правилам, хотя прекрасно осознаешь, что честное исполнение долга приносит пользу всем — и обществу в целом, и отдельному человеку.
“Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: трудолюбие, совестливость, доброту, честность”, — незадолго до смерти писал В. Шукшин. Во имя этих непреходящих духовных ценностей были созданы великолепные рассказы В. Астафьева и В. Шукшина, чудесные произведения В. Распутина и Ч. Айтматова.
Писатели преследовали лишь одну цель: растревожить наши души, сделать нас неравнодушными. Они пытались воспитать в нас, читателях, истинную нравственность, научить жить по совести.
Наиболее острым и злободневным является, по-моему, роман Ч. Айтматова “Плаха”. Произведение отличается постановкой нравственных вопросов, вставших перед нами в последние годы. Одно из главных действующих лиц в романе — Авдий Каллист-ратов, молодой человек с ясно выраженной жизненной позицией, целеустремленный, отличающийся смелостью и верой в свои убеждения.
Авдий — человек верующий, он считает, что Бог есть в каждом, но только не все люди понимают это. Он отличается философской направленностью мысли, знает историю церкви и философию христианства. Ведь Каллистратов учился в высшем церковном учреждении. Однако движимый идеей ревизии церкви, Авдий отвергает философию религии, за что исключается из духовной семинарии.
Однако несмотря ни на что, Авдий стоит еще на позициях христианства, и ему не может быть безразлична жизнь общества. И потому, увлеченный идеей служить Родине, Каллистратов устраивается на работу в редакцию одной из провинциальных газет, пытаясь в своих статьях отразить реальное положение вещей в стране. И поначалу его заметки являются примером гласности, но очерк о наркоманах в казахстанских степях не получает должного внимания. Видимо, кому-то не понравились правдивые высказывания автора. Авдий оказывается в затруднительном положении. И вновь в его жизни встают вопросы: “Что делать? Как жить дальше?”. Трудность выбора дальнейшего пути, сложность жизни приводят Каллистратова к осознанию необходимости перевоспитания людей религиозным путем. Прекрасно осознавая последствия своих действий, Авдий все же не изменяет своим принципам, остается честен с самим собой, исполняет моральный долг. И вновь он в степях Казахстана. Но люди, в упор расстреливающие животных, думающие лишь о собственном благе, уничтожающие природу, в конце концов убивают Авдия Каллистратова.
Поистине трагический финал: обрывается жизнь совсем еще молодого человека. Но тем самым автор призыв
Затрагивая нравственные проблемы, нельзя не упомянуть творчество В.М. Шукшина. Являясь продолжением лучших традиций классической литера-туры, Василий Макарович всегда считал, что главное в жизни русской интеллигенции — стремление помочь людям. И он пытался прежде всего помочь людям найти правду, сохранить истинные духовные ценности, жить согласно долгу и совести.
Затрагивая тему чести и совести, следует вспомнить один из лучших рассказов Шукшина — “Охота жить”. Примечателен он тем, что добро и зло показаны “в прямой схватке”.
Старый охотник Никитич, человек необыкновенной доброты, открытая душа, приютил уголовника, фактически спас ему жизнь и получил от него пулю в спину.
В исполненном страшной драматической силы рассказе старик-охотник говорит беглому преступнику: “Голод тебя великий воровать толкнул? С жиру беситесь, окаянные”. Эти слова выразили источник зла. Именно с целью наживы совершаются многие преступления.
В противовес злу и жестокости, которые присутствуют в рассказе, ставятся поступки, действия охотника Никитича. Понимаешь, что право зваться “человеком необыкновенной доброты” и “открытой души” он заслужил исключительно своими благими поступками. Ведь даже столкнувшись со злом, этот человек не отступился от своих принципов и протянул руку помощи.
Говоря о литературе 50—80-х годов, одной из основных тенденций которой было освещение морально-нравственных вопросов, нельзя упоминать только прозаические произведения, так как в поэзии также уделялось большое внимание этой теме.
Среди авторов, главным объектом которых является человек и его духовный мир, можно особо выделить Ю. Друнину, В. Высоцкого, Е. Евтушенко, Р. Казакову и многих других. Вообще, как мне кажется, истинные литераторы, будь то прозаики или поэты, цель творчества которых заключается в служении народу, не могут обойти проблемы морального характера. Они будут касаться нравственной тематики независимо от того, распространена она на данный момент в литературных кругах или нет.
Подводя итог всему написанному, хочется сказать, что современное общество просто нуждается в таких произведениях, которые призывают любить Человека, которые проповедуют идеи нравственности. Книги, в которых говорится о понятных и близких вещах, заставляют нас задуматься о себе и окружающем мире. Только таким образом можно спасти этот мир от процветающей в нем жестокости.
А еще надо добавить, что нравственность — это все же очень просто. Делай добро, будь чутким, не проходи мимо чужого горя, будь свободным, найди свое место в жизни. Исполнение этих требований — гарантия того, что каждый человек будет жить честно, в гармонии с самим собой и окружающим миром.