Как правая и левая рука —
Твоя душа моей душе близка.
М. Цветаева
Почему-то, когда речь в России заходит о женском подвиге ради любви, сразу же вспоминают жен декабристов, последовавших за своими мужьями на каторгу в Сибирь. Но декабристкам было с кого брать пример. Известно, что за два года до декабрьского восстания, словно предчувствуя испытания, которые выпадут на долю его товарищей, Рылеев пишет историческую думу о Наталье Борисовне Долгорукой. Судьба этой женщины, дочери сподвижника Петра I фельдмаршала Шереметева, которая не оставила в трудную минуту жениха, разом потерявшего все — волю, титулы, состояние, и последовала за ним в ссылку, говорит нам о том, что идеальный женский характер на Руси закладывался гораздо раньше. Жены декабристов читали эту поэтическую вещь Рылеева, и она помогла им воспрять духом на новый подвиг ради любви. Об этих женщинах декабрист А. Беляев воскликнул: “Слава стране, вас произрастившей! Вы стали поистине образцом самоотвержения, мужества, твердости при всей вашей юности, нежности и слабости вашего пола. Да будут незабвенны имена ваши!”
Итак, у декабристов были предшественницы. И Наталья Долгорукая, и ее “Своеручные записки”, опубликованные в начале прошлого века, были широко известны. Она писала: “Войдите в мои рассуждения — какое это мне утешение и честная ли это совесть, когда он был велик, так я с радостью за него шла, а когда он стал несчастлив, отказать ему. Я не имела такой привычки, чтобы сегодня любить одного, а завтра другого... Я доказала всему свету, что я в любви верна: во всех злополучия я была мужу своему товарищ”. И далее: “Плакали оба и присягали друг другу, что нас ничто не разлучит, кроме смерти. Я готова была с ним хотя все земные пропасти пройти”.
И эта женщина прошла их, как ни тяжело ей пришлось, заставляя “дух свой стеснять и скрывать свою горесть для мужа милого”, поддерживать его, “чтоб он себя не сокрушил: он всего свету дороже был”.
Когда после гибели мужа Долгорукая вернулась из ссылки, 28-летней красавице было передано приглашение ко двору. Она его гордо отклонила, так же как от
Нравственный подвиг Долгорукой, я считаю, наше национальное достояние. Судьба этой женщины позволяет понять, что есть в жизни что-то тайное и святое, что делает дальше существование не таким уж зависимым от материальых благ. Известно, что Наталья Борисовна уехала в ссылку за мужем, не взяв с собой ни драгоценностей на черный день, ни шуб дорогих. Лишь простой тулуп, черное платье да немного денег она прихватила с собой в страшную дорогу. И жила она все то время скромно и несуетливо, духом не падала, а наоборот, еще и мужа поддерживала. Подводя итог своей жизни, она написала: “Счастливу себя считаю”. В связи с этим не могу не привести еще одно великое по своей нравственной высоте откровение другой русской женщины, выстрадавшей свое счастье, декабристки Александры Муравьевой: “Я самая счастливая женщина...”
Я считаю, во всех русских женщинах, способных на самоотверженную любовь, течет кровь Долгорукой и Муравьевой, и жизнь знает множество безвестных героинь, повторивших еще не раз подвиг своих знаменитых предшественниц.
Вот такой по характеру женщине адресованы тютчевские строки:
Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось!
Поэт написал эти строки, вернувшись в Россию после долгих лет своей службы за границей. Та, кому посвящено тютчевское откровение, по словам современников, обладала даром высочайшей любви — “любовью, которая готова была и на всякого рода порывы и безумные крайности с совершенным попранием всякого рода светских приличий и условностей”.
Хочется думать, что в России и сейчас существует подобная любовь с таким накалом чувств и мыслей, не признающая никакого компромисса с обстоятельствами и нормами общепринятого отношения к любви. Тяга к такой любви не истощится никогда, так же как не истощится в России тяга к красоте и гармонии. И мы узнаем имя новой русской женщины, совершившей подвиг ради любви.