Александра Сергеевича Пушкина называют “началом наших начал”, но его поэзия появилась не на пустом месте. А. С. Пушкин хорошо знал творчество величайших предшественников. Он относился к поэзии серьезно, считал ее тем родом деятельности, который существует не только для того, чтобы услаждать слух, но и сотрясать троны.
Сравним два стихотворения: “Памятник” Г. Р. Державина и “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” А. С. Пушкина. Гаврила Романович Державин в своем стихотворении дает высокую оценку не просто поэзии как отвлеченному виду литературы, а своей поэзии, своему творчеству, отмечая ее большую гражданственную роль.
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
У Пушкина же в его стихотворении все четче и масштабнее. Но пушкинского “Памятника” не было бы без державинского:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа.
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Державин верит, что его поэтические труды не пропадут втуне, его стихи, написанные с любовью к людям, не останутся непонятыми:
Так. — весь я не умру; но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Пушкин тоже уверен, что его поэтические труды переживут его земную жизнь, будут чтимы столько, сколько будут жить на земле люди:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленъя убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет х
Своей основной заслугой Державин считает, что “о добродетелях” с царями говорил, и “в сердечной простоте беседовал о Боге”, и “истину царям с улыбкой говорил”.
Заслуга же Пушкина в том, что он “чувства добрые лирой пробуждал” и “милость к падшим призывал”. Несмотря на небольшие нюансы, оба стихотворения утверждают великую роль поэзии в демократизации общества. Поэт не просто усладитель слуха, а борец за свободу и независимость, гуманизм и правду жизни. Муза поэтов — это труженица, которая послушна лишь высшему божеству, служит лишь самым высоким идеалам и помыслам.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай —
надеялся Г. Р. Державин.
Пушкин же гораздо снисходительнее и ироничнее относится к обожанию и клевете. Он знает себе цену и не хочет быть угодным всем.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.
Оба поэта оказались правы перед судом истории. Державин признал первенство гения Пушкина, хотя не умалял и своих достоинств. Пушкина же еще при жизни называли “солнцем русской поэзии”. Его талант, как “драгоценное вино”, не увядает с годами, и в год своего двухсотлетия поэт так же ярок, как и в далеком девятнадцатом веке. Его почитатели во всем мире не устают повторять ставшие хрестоматийными строки:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в свой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Воистину, его поэзия бессмертна!