Роман – большое эпическое произведение, в кот. изображается всесторонняя картина жизни множества людей в определенный период времени или целой человеческой жизни.
Объемность романа – количественный признак, который связан с его качественными особенностями: полнота обрисовки широкоохватывающего конфликта, развертывание масштабных событий на большом пространстве и в течение длительного времени или весьма детализированное изображение явления, персонажа, проявлений и истории развития характера. Особенность и преимущество жанра романа состоит в том, что он позволяет во всей полноте и многообразии показать взаимоотношения человека и общества, место человека в мире.
Расцвет романа наступает в XIX в., когда достигли зрелости и получили широкое распространение самые различные разновидности романа: социально-бытовой (история одной или нескольких семей) – Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах», Л. Толстой «Анна Каренина»;
Социально-психологический («история души человеческой») – Л. Войнич «Овод», М. Лермонтов «Герой нашего времени»;
Исторический (изображение конфликтов другой эпохи) – Л. Толстой «Война и мир»;
Роман воспитания (история становления характера) – Ч. Диккенс «Домби и сын»;
Философский (в центре борьба идей или концепций) – Ф. Достоевский «Преступление и наказание»;
Роман-путешествие (история реального или вымышленного путешествия) – Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан»; Роман-утопия – Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»;
Любовный (в центре – история любви) – Ж. Санд «Консуэлло»; Авантюрный – М. Рид «Всадник без головы»;
Роман в стихах – Дж. Байрон «Дон Жуан».
Совершенствуясь и осваивая достижения других жанров, роман XIX в. охватывает различные сферы жизни, критически раскрывает социальные условия бытия человека, глубоко разъясняет внутренний мир персонажей. Успешно, как никогда раньше, развивается психологический роман, и в то же время создаются колоссальные эпопеи и социальный роман, тесно связанный с животрепещущими общественными вопросами. Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др. писатели блестяще разработали искусство психологического анализа и отразили в своих произведениях напряженные этические и философские поиски века.
Стендаль «Красное и черное».
В 1830 г. Анри Бейль пишет свое лучшее произведение «Красное и черное» с подзаголовком «Хроника XIX в.». «Хроника» означает: правдивое повествование об обществе эпохи Реставрации, т. е. до Июльской революции. «Красн
Однако жизнь ставит его перед выбором: жить по законам отцов либо «пробить» себе дорогу к высшей власти, но обречь свою душу на гибель. И он делает выбор, после которого его казнят. Прослеживая путь главного героя, писатель говорит о падении нравов, о расчетливости буржуазии, о никчемности и слабости дворянства, о пробуждении в обществе новых сил (речь Сореля на суде). В основе романа конфликт личности с обществом. В эпоху Наполеона Жюльен мог бы благодаря своей энергии и воле прославиться на поле боя, совершить подвиг. Но обществу не нужны такие люди, как он. Место в обществе зависит от денег и происхождения.
Л. Толстой «Война и мир»
Изображая светское петербургское общество, писатель показал объединение людей по классовому социальному признаку. Жизненные интересы этих людей: карьера, власть, богатство, удовлетворение собственного самолюбия и тщеславия. Их общение помогает им решать эти проблемы. Их жизни ограничены опр правилами и условностями, в этом обществе отсутствует живая жизнь, здесь нет места мысли, чувству, живому общению.
Однако и в высшем обществе есть люди, которым чужда такая жизнь. Изображая семью Ростовых и Болконских, Л. Толстой показал ту жизнь, которую он считал «настоящей жизнью людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, со своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, которая как всегда шла независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном и вне всех возможных преобразований». Эта «настоящая», «естественная жизнь» противопоставлена «неестественной» жизни высшего света. В то же время, автор показывает влияние эпохи, исторических событий на судьбы людей.
Отдельные личности, семьи, общество постепенно становятся участниками исторических событий, которые так или иначе оказывают влияние на их жизнь, характер, представление о мире и о себе. Основные темы романа: война и мир, причины разобщения и единения людей; читатель становится свидетелем и участником обсуждения сложнейших нравственных и философских проблем романа: 1) о назначении человека и его роли в обществе и истории; 2) о добре и зле; 3) о счастье и судьбе человека; 4) об истинных и мнимых ценностях на земле; 5) о жизни «настоящей» и «неестественной для человека».