Стихотворение «Я убит подо Ржевом» представляет собой монолог убитого летом 1942 года солдата. Это и завещание мёртвых живым, и тревожная надежда на будущую победу, и уверенность в том, что смерть была не напрасной.
Герой А. Т. Твардовского думает не о мёртвых, а о живых. Про себя он знает, что от него не осталось даже могилы, куда могла бы прийти его мать, но он, тем не менее, растворён в той жизни, что струится вокруг — в земле, в воздухе, где работа людей, где течёт речка… Он пытается угадать, что происходит в мире живых, и единственное его стремление, «вера, ненависть, страсть» — это жажда победы и дальнейшего процветания жизни. Его завещание живым: быть счастливыми, служить отчизне, беречь её, помня о погибших, быть сдержанным и достойным на чувства. Он знает, что прожил жизнь и погиб не просто так, и это частично примиряет его со смертью.
Такие стихотворения можно назвать лакмусовой бумажкой, выявляющей действительный уровень душевности и духовного развития человека.
Поэт определяет пафос стихотворения «Я убит подо Ржевом» как признание неизбывных обязательств живых
Если же говорить вообще о памяти войны, то в наше время, к сожалению, она сильно уменьшилась. В чём-то это неизбежно, потому что всё меньше становится людей, переживших её, но дело, конечно, не только в этом. То, что страна забывает своё прошлое, — вина всех людей, её населяющих. Сейчас, когда каждый может говорить, что ему вздумается, находится немало людей, говорящих и пишущих о войне с пренебрежением или вовсе замалчивающих эту тему. Для тех, для кого главной целью жизни является карьера и личное обогащение, удобно считать, что это естественное состояние человека. Соответственно, бескорыстие, готовность пожертвовать жизнью в борьбе за правое дело, преданность родине негласно считаются извращениями и чем-то ненормальным. Такое положение дел во многом зависит от идеологической политики государства, от той атмосферы, в которой растём все мы.