Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал!
Н. А. Некрасов Николай Алексеевич Некрасов был удивительно чутким и внимательным к народным проблемам и чаяниям художником. Его душа и сердце откликались на народные беды. Только у беззаветно преданного художника могло появиться такое стихотворение, как «Размышления у парадного подъезда». Будничное событие, знакомая ситуация, а из-под пера мастера возникает целая повесть с правдивым и реальным продолжением. Причем веришь художнику без всяких сомнений — он доказывал свою правоту неоднократно.
Вот парадный подъезд.
По торжественным дням.
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям…
Привычка к рабскому низкопоклонству «свободных граждан» почти ужасает. Здесь ритуал доведен до абсурда, никого не удивляет такое подобострастие.
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!
Поэт дает волю сатире, он презирает этих «холопов души» и заставляет читателя подивиться заведенному порядку вещей, когда вельможа бесцеремонно пользуется своим высоким положением, принимая унижение и низкопоклонство как должное, как «выражение уважения» к нему. Но читателю понятно, что поклоняются месту, занимаемому человеком, а не его достоинству и уму. Вознесшийся же чиновник судит не по законам, а согласно отношениям, каким-то хитросплетениям, не понятным нормальному человеку.
От него и к нему то и знай по утрам Все курьеры с бумагами скачут. Возвращаясь, иной напевает «трам-трам», А иные просители плачут. Простых крестьян-ходо
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его Бог!»
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…
Покорность и всепрощение недопустимы.
Некрасов возмущен долготерпением народа. Поэт выступает добровольным защитником «бесправных» и «бессловесных». Призывает вельможу одуматься, приняться за свои обязанности — служить народу и государству, но…счастливые глухи к добру…
Автор, возмущенный беззаконием, рисует картину жизни «счастливого» и его кончину.
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны,— как дитя,
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением)…
Ибо все в этом мире поклоняются золотому тельцу, нет никаких родственных чувств, а лишь видимость их.
Но поэт осуждает и покорность народа. Он задает вопрос, на который нет ответа..
Что же значит твой сон бесконечный?
Ты проснешься, исполненный сил.
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил:
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
Это уже не просто заступничество за народ, а призыв к бунту, воззвание патриота, не имеющего сил молчать, видя несправедливость власти, и еще большее возмущение, боль и горечь от покорности народа, не умеющего, а скорее не желающего подняться на собственную защиту, распрямиться, почувствовать себя личностью, достойной внимания и уважения.