Сочинения по литературеСвободная темаАнализ стихотворенияСтихотворение В.Маяковского "Послушайте!" (Восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение В.Маяковского "Послушайте!" (Восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: «Послушайте!» Таким восклицанием каждый из

нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой стихотворения не просто

произносит, а, я бы сказал, «выдыхает» это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую

его проблему. Это не жалоба на «равнодушную природу», это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с

воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя

мириться с безразличием, одиночеством, горем. Ведь люди рождаются для счастья.

Весь строй речи в стихотворении «Послушайте!» именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика,

когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только

объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой их находит.

Ведь, если звезды зажигают –

Значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – кто-то называет это плевочки жемчужиной?

А дальше...Дальше, мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах антонимах (антонимами они являются только у

В.Маяковского, в нашем привычном, общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены очень важные

вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды «плевочки», а для другого-«жемчужины».

Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то», для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле.

Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним.

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит-

чтоб обязательно была звезда! –

клянется –

не перенесёт эту беззвездную муку!

А после

Ходит тревожный,

Но спокойный наружно.

Отчаяние так велико, что ему просто не перенести «эту беззвездную муку».

Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у Маяковского имеет деталь. Портретная характеристика

Бога состоит всего лишь из одной-единственной детали, у него «жилистая рука». Эпитет «жилистая» настолько живой,

эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. «Длань» (образ,

привычный для сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно естественно заменяется, как видим, просто

«рукой». Значит Господь Бог, будто пахарь или хлебопек, - простонародный.

Лирический герой, по моему мнению, глубоко и тонко чувствует и переживает все, что происходит с окружающим нас миром,

Все

ленной, людьми. Вот он. Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

И ели первые два предложения вопросительные, то третье вопросительное, и восклицательное одновременно. Накал страстей,

эмоций, переживаемых нашим героем, так силен , что иначе их не выразить как только этим емким многозначным

словом-«Да?!», обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и участие,

и любовь...Я не один, еще кто-то так же думает, как я, так же чувствует, болеет за этот мир, небо, Вселенную всей душой,

всем сердцем.

Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не убеждал, не увещевал, не

волновался...Последняя строфа стихотворения (всего их три) начинается так же, как и первая, с того же слова:

Ведь, если звезды зажигают –

Значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля автора. «Послушайте!»-взволнованный и напряженный

монолог лирического героя. Поэтические приемы, используемые Маяковским в этом стихотворении, на мой взгляд, очень

выразительны. Фантастика («врывается к богу») естественно сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием

лирического героя. Ряд глаголов: «врывается», «плачет», «просит», «клянется» - передает не только динамику событий, но и

их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова, все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само

лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю обостренность чувств, испытываемых лирическим

героем. Основная интонация стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и неуверенная. Можно

сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются полностью, и разделить их невозможно. Высказанные мысли и

выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства геро!

я, бесспорно, волнуют самого поэта. В них легко уловить ноты тревоги («ходит тревожный»), смятения, затаенную даль.

Стихотворение «Послушайте!» - развернутая метафора, имеющая большой иносказательный смысл - «не хлебом единым жив

человек». Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звезды -

«жемчужины», а не звезды - «плевочки».

Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в нормальную жизнь, и никто не будет считать

Владимира Маяковского только политическим поэтом, отдавшим свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из

лириков, и стихотворение «Послушайте!» - истинный шедевр русской и мировой поэзии.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Стихотворение В.Маяковского "Послушайте!" (Восприятие, истолкование, оценка)

Слов:664
Символов:5907
Размер:11.54 Кб.