В родовом, доклассовом обществе существовала только устная народная поэзия, письменной литературы ещё не было. Устное творчество выражало мысли и настроения всего народа, обслуживало всё общество. В классовом, феодальном обществе устное творчество стало по преимуществу достоянием трудового народа, выразителем его идей (мыслей) и настроений. Господствующий класс — феодалы-землевладельцы — лишь частично использовал устную поэзию, создавая свои песни и легенды и переделывая произведения народного творчества в своих интересах. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Возникновение литературы на Руси. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Однако для укрепления феодального строя, для защиты и оправдания своего господства феодалы нуждались в таком художественном творчестве, которое бы находилось под их контролем. Контролировать же устное творчество было трудно, так-как оно было коллективным и бытовало в различных слоях населения. Иное дело было с письменной литературой. Феодалы писали и заказывали одни книги, запрещали переписывать и хранить другие. Кроме того, стоимость рукописной книги была высокая, и купить или заказать её могли только богатые люди.
Русская письменная литература родилась именно в тот период (конец X — начало XI в.), когда феодалы особенно нуждались в создании литературы, пронизанной феодально-церковными взглядами. Однако в русской литературе с самого начала наряду с произведениями, открыто проводившими феодально-церковные идеи (жития, проповеди, церковные песнопения), были и такие, в которых отражались прогрессивные, народные воззрения, где отчётливо сказывалось влияние устной народной поэзии.
Так уже с самого начала развития русской литературы в ней наметились две линии: одна — феодально-церковная, другая — народная, отражавшая идеи трудового народа и прогрессивной, передовой части феодалов.
В течение двух веков (XI—XII) древнерусские писатели сумели создать разнообразные по жанрам, богатые по содержанию литературные произведения; многие из них отличались высокой художественностью.
Такое быстрое развитие литературы древней Руси возможно было потому, что основой, на которой она создавалась, была богатая и разнообразная устная народная поэзия. Горький называл устную поэзию трудового народа «родоначальницей книжной литературы». Устное народное творчество, отражая народные интересы и взгляды на жизнь, питало литературу, способствовало её формированию, придавало ей самобытность, своеобразие. На произведениях народного творчества воспитывался художественный вкус дре
Влияние народного поэтического творчества особенно сильно и благотворно сказывалось в литературе, когда она ставила темы, одинаково важные и для прогрессивных представителей феодалов, и для трудового народа. Борьба за объединение Руси, оборона родины, защита мирного труда народа — эти темы устной поэзии проникали в лучшие произведения литературы, и такие произведения становились подлинно народными. Таковы, например, «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве».
Рукописный способ размножения книг затруднял появление произведений в большом количестве экземпляров, а пожары и нашествия степных кочевников уничтожали иногда целые библиотеки. Поэтому многие произведения погибли, не дошли до нашего времени. Но и то, что сохранилось, даёт ясное представление о древней русской литературе, её самобытности, оригинальности, разнообразии её жанров.
1. Широко представлена в древней литературе летопись. Этот жанр имел большое историческое и литературно-художественное значение. Летописи рассказывали об истории Русского государства, включали художественные произведения, созданные русскими людьми. Летописи велись в разных городах древней Руси.
2. Создавали древние русские писатели и житийную литературу («жития»), т. е. повествования о жизни людей, которые были признаны церковью святыми.
Таково, например, «Сказание о Борисе и Глебе», двух сыновьях князя Владимира, убитых их старшим братом Святополком в 1015 году.
3. Знала Киевская Русь и такой литературный жанр, как «хождения», т. е. описания путешествий в Константинополь, а особенно в «святую землю» — Палестину. Таково, например, «Хождение Даниила Игумена!».
Произведение игумена Даниила очень богато по содержанию. Внимательный наблюдатель, он подробно описывает места, которые посещал, пишет о земледелии и садоводстве, о некоторых промыслах жителей. «Хождение» было переведено в XIX веке на французский, немецкий, английский и греческий языки. Написана книга простым и ясным языком, близким к живой разговорной речи.
«Хождение» Даниила вплоть до XVII века служило русским писателям образцом для описания путешествий.
В числе жанров древнерусской литературы следует упомянуть и проповеди — «слова» выдающихся проповедников того времени. Их ораторское искусство — один из показателей высоты древнерусской культуры.