Французская революция 1789—1794 гг. чрезвычайно активизировала и обострила общественную борьбу в Англии. В то время как английское правительство во главе с Уильямом Питтом Младшим возглавило международную контрреволюцию и финансировало военную коалицию против Франции, народ и передовая интеллигенция поддерживали революционную Францию. Со времени английской революции 1648 г. Англия еще не испытывала такого общественного подъема, таких политических волнений. В 90-е годы они вспыхивают среди рабочих и матросов; 1797 г. отмечен большим восстанием на кораблях английского военного флота. Его организаторами выступили члены так называемых «корреспондентских обществ». Корреспондентские общества возникли в Лондоне, Эдинбурге и некоторых других городах. Значительную роль в их организации сыграл Томас Пейн (1737—1809), талантливый публицист и выдающийся общественный деятель, участник двух революций XVIII в. — французской и американской. Корреспондентскими эти организации назывались потому, что вели между собой активную переписку по политическим вопросам.
Английские сторонники революции слишком сближали современную им Англию с предреволюционной Францией, считали, что Французская революция осуществляет борьбу народа, бедняков против богатых. Они не могли понять ее буржуазного характера, того, что она разрушает феодальный строй и создает строй буржуазный, который давно уже был создан в Англии. Это непонимание подлинных целей Французской революции стало в известной мере трагическим противоречием ее английских сторонников. Но предпосылки будущего пролетарского (чартистского) и социалистического движения в Англии закладывались именно здесь, в недрах корреспондентских обществ и первых рабочих союзов.
Английское правительство жестоко подавило эти революционно-демократические выступления. Специальным законом 1794 г. Питт отменил так называемый Habeas Corpus Act — закон о неприкосновенности личности. Начались беспощадные аресты «якобинцев», членов корреспондентских обществ. К концу 90-х годов они прекратили свою деятельность.
Революционные события (как и назревающие предреволюционные настроения) нашли отражение в английской литературе 80—90-х годов. В эти годы происходит расцвет революционной поэзии, особенно анонимной. Корреспондентские общества выпускают в 1793—1796 гг. ряд периодических изданий: «Политика для народа», «Трибуна», «Свиной корм». Странное название последнего журнала объясняется полемикой с Эдмундом Берком, деятелем контрреволюции, обозвавшим в своих работах английский народ «свиным стадом» (имелся в виду библейский образ свиного стада, в которое вселились бесы и которое бросается в море с крутизны). В этих изданиях значительное место занимали стихи-песни, марши, торжественные оды в честь революции, даже религиозные гимны в революционно-пуританском духе былых времен. В большинстве своем эти патетические стихотворения. носили отпечаток классицизма; на многих из них сказалось влияние Мильтона. Часто использовалась политическая аллегория, персонифицировались политические понятия. Значительное распространение получили сатирические жанры: басня, эпиграмма, сатира, насмешливые куплеты. В этих жанpax ощущалась связь с народным творчеством. Поэзия корреспондентских обществ отличалась широкой доступностью, носила агитационный характер, предваряла будущую массовую поэзию чартизма.
Трагическое бессилие человека, ошибочность его надежд и расчетов, а особенно его «пагубного любопытства», — такова основная мысль этой романтической повести, прямо противоположная ясному гуманизму и рационализму просветителей. Темные иррациональные силы неистовствуют и в мире, и в душе человека.
Повесть «Ватек» сыграла значительную роль в развитии английского романтизма, йказав влияние на столь несходных писателей-романтиков, как Байрон и Кольридж.
В 90-е годы XVIII в. в области «готического» романа прославилась Анна Рэдклиф (1764—1823). Она создала ряд романов, где действие развертывается в стариннь^ готических замках и насыщено всевозможными таинственными явлениями. Среди этих романов особенной известностью пользовались «Тайны Удольфского замка» (1794) и «Итальянец» (1797).
Рэдклиф
Основное внимание Анна Рэдклиф уделяет переживаниям и ощущениям своих героев, а также картинам природы, в которых она достигает редкого для того времени мастерства. Поклонница Руссо, она была настоящим мастером романтического пейзажа. Рэдклиф пишет о хвойных лесах, на черном фоне которых выделяется светлая зелень рябин, о реках, светящихся от заката. Впервые увидев Удольфский замок вечером, Эмилия любуется эффектной картиной: «Солнце садилось за вершины гор, которые бросали длинные тени; косые лучи, прорываясь сквозь ущелья, озаряли желтым сиянием леса на противоположных крутизнах и со всей силой ударяли в башни и зубцы замка... Пока Эмилия рассматривала замок, свет погас на его стенах, оставив после себя холодный фиолетовый оттенок. Он все сгущался, туман полз по стене, тогда какВверху зубцы все еще были залиты ярким светом». Так же живописно, используя световые эффекты, Анна Рэдклиф пишет о лесах, залитых лунным светом, о бесконечных коридорах, по стенам которых скользит луч угасающей лампы.
Концовки романов Рэдклиф всегда благополучны. Эмилия Сент-Обер избавляется от своего преследователя, получает большое наследство и выходит замуж за любимого человека. Так же завершается судьба и других героинь Анны Рэдклиф.
В 1795 г. с нашумевшим «готическим» романом «Монах» выступил Мэтью Грегори Льюис (1775—1818). Он обильно насытил свой роман сверхъестественными явлениями и мотивами. Под его пером готический роман принял мистический и болезненно эротический характер. Никакая добродетель, никакие ухищрения разума не спасают человека от власти злых сил в непознаваемом, страшном мире — такова основная мысль •Льюиса. Даже антикатолический пафос, присущий этому роману (в нем изображаются преступления за монастырской стеной, злодейства инквизиции), не меняет его общего антипросветительского характера. Кроме того, молодому писателю было свойственно стремление к сенсационному успеху, желание не отстать от литературной моды. Все эти черты заставили Байрона назвать Льюиса «поэтом гробов» (в сатире «Английские барды и шотландские обозреватели»). Льюиса впоследствии стали называть «Монк-Льюис» в связи с заглавием его романа.
В романе Льюиса испанский монах Амброзио попадает под влияние демонической женщины Матильды, - которая на самом деле является злым духом. Матильда толкает его на преступления. Он лишает чести и убивает свою прихожанку, юную Антонию, убивает и ее мать, защищавшую свою дочь. Впоследствии он узнает, что Антония была его родной сестрой, а ее мать/- и его матерью. Амброзио попадает в темницу, но освобождается, продав душу сатане. Однако сатана недолго щадит его и сбрасывает в пропасть.
Если у Рэдклиф все таинственные явления объяснялись реально, то у Льюиса даже предполагаемая живая женщина оказывается привидением. Юноша Раймонд похищает свою любовницу, которая для предотвращения преследований должна надеть окровавленный саван и принять вид популярного в замке призрака «окровавленной монахини». Вскоре выясняется, что Раймонд похитил настоящее привидение.
Продолжателем «готического» романа в Англии выступил и Мэтью-рин, опубликовавший в 1820 г. роман «Мельмот-Скиталец» — своеобразную и талантливую книгу.