В Латинской Америке более 25 независимых государств, и в каждом из них есть своя литература, свои писатели и поэты, которые запечатлели образ родной земли, жизнь народа, его борьбу за свободу.
У народов Латинской Америки общая историческая судьба. В XVI в. сюда пришли испанские завоеватели. С тех пор во всех странах Латинской Америки говорят по-испански; только в самой большой стране — Бразилии, захваченной в XVI в. Португалией, говорят по-португальски. В начале XIX в. почти повсеместно восторжествовала национально-освободительная революция, в результате которой было сброшено испанско-португальское иго. И в дальнейшем история и культура латиноамериканских республик развивались во многом сходно.
Литература латиноамериканских стран приобрела в наши дни международное значение. В ней отражена жизнь и непрекращающаяся борьба ее народов за свое национальное освобождение.
Пабло Неруда (1904-1973)
Пабло Неруда родился в Чили, далекой стране, на берегу Тихого океана.
Двадцати лет от роду, студентом университета в Сантьяго, Пабло Неруда завоевывает известность книгой «Двадцать поэм любви и одна песня отчаяния» (1924). Не сразу поэт находит собственный путь. В его судьбе большую роль сыграло пребывание в Испании (его назначили чилийским консулом в Мадриде), когда там началась героическая борьба народа против фашизма. В те дни он стал писать стихи, каких не писал ранее, — о борьбе против фашизма. Так появилась книга стихов «Испания в сердце». Ее напечатали во фронтовой типографии бойцы испанской республиканской армии.
Тяжелой осенью 1942 г. Неруда создает две «Песни любви Сталинграду» — страстную поэму о подвиге людей, грудью заслонивших человечество от фашистской угрозы.
В 1943 г. Неруда вернулся на родину... Шестое января 1948 г. — памятный день не только в жизни Неруды, но и в истории Чили. В этот день поэт-коммунист, избранный незадолго до этого депутатом парламента от горняков северных провинций, поднялся на трибуну сената, что бы во всеуслышание обвинить в измене национальным интересам родины Гонсалеса Виделу — президента страны, который попрал демократические свободы Чили. Неруду объявили вне закона. Многие месяцы скрывался Неруда в подполье. В 1950 г. он создает грандиозную эпопею «Всеобщая песнь».
«Всеобщая песнь» — это художественная энциклопедия жизни Латинской Америки — ее природы, истории, ее борьбы. Сначала подпольно напечатанная в Чили, книга тайно пересекла Анды и шагнула в широкий мир. Создатель «Всеобщей песни» стал поэтом миллионов.
В 1949 г. из-за преследований Неруде все же пришлось уехать из родной страны. В том же году он впервые приехал в Советский Союз как гость юбилейного пушкинского праздника. С тех пор образ великого Пушкина навсегда слился с образом России, которую Неруда воспел в поэме «Просторен новый мир». Она вошла в большую поэтическую книгу «Виноградники и ветры», в которой поэт рассказал о своих скитаниях по свету — по странам Европы и Азии.
Вернувшись домой после нескольких лет эмиграции, Неруда снова в гуще борьбы; снова поездки по стране, выступления перед десятками
Сборник стихов, полных раздумий над сложными вопросами жизни, вызывающе назван: «Книга сумасбродства» — и рядом полные молодого счастья «Сто сонетов о любви», посвященных любимой. Одна за другой появляются все новые и каждый раз оригинальные книги, среди них «Мемориал Черного острова», «Баркарола».
Стихи Неруды необычны, в большинстве своем они нерифмованные.
Когда в Чили пришло к власти правительство Народного единства, Неруда отдал свои силы и творчество борьбе за торжество социализма на своей родине. Он умер 23 сентября 1973 г., через 12
Дней после гибели Сальвадора Альенде, успев послать проклятье фашистской хунте, свергнувшей правительство народа. Пабло Неруда оставил потомкам шесть поэтических сборников и книгу воспоминаний.
Жоржи Амаду (р. 1912)
Знаменитый бразильский романист, общественный и политический деятель Жоржи Амаду в девятнадцать лет опубликовал первый роман, а в двадцать три года уже был известен всей Бразилии. Страстная, поэтически проникновенная книга о жизни негритянской бедноты — «Жубиаба» (1935) вызвала широкий отклик. Она положила начало циклу романов о Баие.
Со временем круг тем писателя расширился. Теперь уже местом действия его произведений становится весь северо-восток Бразилии — край голода и отчаяния, где издавна гибли массы людей. Обо всем этом мы узнаем из романа «Красные всходы» (1946). Его герои — гонимые голодом крестьяне. Писатель показал не только горе и мучения людей, но и пробуждение у них чувства протеста.
В романе «Подполье свободы» (1952) писатель нарисовал широкую картину бразильского общества, показал низость, моральное уродство представителей высшего класса и духовное богатство людей из народа. Таков образ коммуниста-подпольщика Гонсала-на, простодушного силача, любимца крестьян, которых он поднимает на борьбу против помещиков.
К миру родного штата Амаду вновь вернулся в 50 — 60-е годы, когда вышли его книги «Габриэла, гвоздика и корица» (1958), «Старые моряки» (1961), «Лавка чудес». Вновь засверкал образ Вайе, но уже существенно преображенный новым взглядом писателя. В этих книгах широким потоком разлита причудливая народная фантазия, с любовью воссозданная писателем. Особенно значителен роман «Лавка чудес»; здесь с наибольшей силой воплотились изначальные тенденции творчества Амаду — его ненависть к расизму, солидарность с людьми, находящимися на низшей ступени социальной лестницы, неприятие им буржуазного мира. Героем этого произведения является духовно свободный человек, истинный сын народа, обладающий щедрым сердцем.
Жоржи Амаду в 1951 г. удостоен Международной Горькийской премии «За укрепление мира между народами».