С начала XIX в. во Франции выступили выдающиеся писатели-романтики — поэты, романисты, драматурги, ставшие властителями дум своего поколения: Виктор Гюго, Жорж Санд, Александр Дюма. От других представителей романтического направления их отличало стремление обращаться к широким кругам читателей, к людям из народа, которых они начали изображать в своих драмах и романах.
Виктор Гюго (1802-1885)
Виктор Мари Гюго имел мало соперников даже в такой богатой литературе, как французская. Он получил безоговорочное признание с первых своих выступлений, когда пятнадцатилетним мальчиком по совету учителя участвовал в конкурсе Французской академии. Отрывок из поэмы Гюго был прочитан на ее заседании.
В 20-х годах выходят поэтические сборники Гюго — «Оды», «Оды и баллады», «Восточные мотивы». Гюго возглавил демократически мыслящих романтиков прежде всего как теоретик искусства («Предисловие к драме «Кромвель», 1827) и драматург. Его драмы «Эрнани» (1830), «Король забавляется» (1832), «Мария Тюдор» (1833) и «Рюи Блаз» (1838), поставленные в «Комеди Франсез», театре Корнеля и Расина, на многие годы всколыхнули общественное мнение, вызывая на скандалы аристократически настроенную публику своим демократизмом и новаторством.
К моменту, когда во Франции произошла июльская революция 1830 г., Гюго уже вполне сознательно выступал как республиканец в защиту социальной справедливости в повести «Последний день приговоренного к казни» (1829), в историческом романе «Собор Парижской богоматери» (1831) и в рассказе «Клод Ге» (1834).
В «Соборе Парижской богоматери», создав идеально-прекрасный образ Эсмеральды и пугающе-уродливый образ Квазимодо, который, как в сказке, преображается под влиянием Добра, Гюго показал, что подлинная красота человека и его величие проявляются в любви и доброте. Вместе с тем Гюго создал необычайно яркий по своим краскам и драматическим обстоятельствам исторический роман о Париже XV в. с его знаменитым собором — живым воплощением средневековья.
Писатель осудил религиозный фанатизм и изобразил народ, который со временем оказался способен пойти на штурм Бастилии.
После прихода к власти Наполеона III и до самого падения Второй империи Гюго находился в изгнании. На островах Атлантического океана (Джерси, Гернси), где он провел девятнадцать лет, Гюго создал сатирическую книгу стихов «Возмездие» (1853), направленную против Наполеона III, романы «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869).
В «Отверженных» автор решительно защищает право народа на счастье. Роман этот не только история беглого каторжника Жана Вальжана, а прежде всего романтическая социальная эпопея. Судьба героя, попавшего на каторгу за попытку украсть для голодающих детей хлеб, вскрывает трагическое несоответствие между «преступлением» Вальжана и его наказанием. Преступен не голодающий народ, говорил Гюго, преступно отношение к народу правящих классов.
Стихия революции, свободолюбие народа живут в образе Гавроша, одного из героев романа, — парижского мальчика.
Необыкновенно живой по натуре, неутолимо любопытный, Гаврош участвует в восстании республиканцев начала 30-х годов и погибает. Он бросает вызов врагам народа и даже самой смерти, проявляет бесстрашие, становится в романе воплощением народного героизма.
Первую рецензию на роман «Отверженные» написал в 1862 г. выдающийся французский поэт и теоретик искусства Шарль Бодлер (1821 — 1867). Он отметил, что в образах, созданных Гюго, воплощены «вечно живые отвлеченные понятия». Вальжан — воплощенное в художественном образе Несчастье, Те-нардье — Зло, Мириэль — Добро, Фантина — Материнство, Козета — Детство, Жавер — Долг. Это воображаемые, «идеальные фигуры, из которых каждая, изображая один из главных типов, необходимых для развития того или иного тезиса, поднята до эпической высоты».
Таким образом, Бодлер отметил, что в своем подходе к образам и жизни Гюго остался романтиком и в этом социальном романе о народе.
Вернувшись во Францию в 1870 г., после поражения страны во франко-прусской войне, после падения режима Второй империи, Гюго горячо откликнулся на борьбу Парижской коммуны и осудил ее палачей в прекрасном сборнике политических стихов «Грозный год» (1872). Вскоре он издал исторический роман «Девяносто третий год» (1874), рассказав о борьбе республиканцев с монархистами в период революции.
Александр Дюма (1802-1870)
Из новых литературных жанров, разработанных романтиками, в детское чтение широко вошел исторический роман. Вальтер Скотт в Англии, Александр Дюма-отец во Франции создали увлекательные романы приключений, построенные на историческом материале.
Однако, в отличие от В. Скотта, А. Дюма «не был ни эрудитом, ни исследователем. Он любил историю, но не уважал ее». Это замечание А. Моруа в его книге «Три Дюма» во многом справедливо. «Что такое история? — говорил Дюма. — Это гвоздь, на который я вешаю свои романы».
И все же романы Дюма — увлекательное чтение. Дюма увлекает нас своим пылким воображением, мастерством в построении сюжета и диалога. «Три мушкетера» (1844), «Двадцать лет спустя» (1845), «Граф Монте - Кристо» (1846), «Королева Марго» (1845), как и многие другие романы Дюма («Графиня Монсоро», «Ожерелье королевы»), представляют из себя вольное, но яркое изложение различных исторических событий. В романах Дюма выступают Людовик XIII, Ришелье, Анна Австрийская, герцог Букингемский. Многое в их характеристике достоверно. Но, по сути говоря, исторический роман Дюма знакомит нас с романтическими героями. События в романах развиваются по воле случая, часто по воле людей, непричастных ко двору и забытых историей, — мушкетеров, хорошеньких камеристок королевы...
Эти вымышленные герои ухитряются присутствовать в решающие моменты подлинной истории. Атос прячется под эшафотом во время казни Карла I Стюарта и слышит его последние слова. Атос и д'Артаньян вдвоем восстанавливают Карла II на английском троне. Арамис пытается подменить Людовика XIV его братом-близнецом, который впоследствии станет Железной Маской. Д'Артаньян и его друзья заставляют примириться французских вельмож со двором, диктуют мир Анне Австрийской и Мазарини.
Герои Дюма, его побратимы-мушкетеры, — бедные дворяне и потому люди гордые, но великодушные. Это отличные товарищи. Вовлеченные в самые невероятные приключения, они умеют сохранять верность своим идеалам.
Жорж Санд (1804-1876)
По своим общественным взглядам близка к Гюго Жорж Санд. Женщина выдающегося ума, республиканка по убеждениям, Аврора Дюдеван в 30 — 40-е годы выступила под псевдонимом Жорж Санд со своими романами «Индиана» (1832), «Валентина» (1832) и «Консуэло» (1843).
Жорж Санд была горячей сторонницей женского равноправия. Ее героини, как и сама писательница, — женщины волевые, самостоятельные, способные на глубокое чувство.
Жорж Санд умела найти пленительные краски, чтобы обрисовать богатый духовный мир своих героев, их горести и радости.
Писательница так рассказала историю Консуэло. Испанка по происхождению, Консуэло осталась одна после смерти матери, без средств к существованию. Жорж Санд поэтизирует это «дитя нищеты». Консуэло из милости получила музыкальное образование и могла бы сделать головокружительную карьеру, но, привязанная к своему другу детства Андзолетто, девушка не пожелала принять покровительство богатого мецената и предпочла остаться в бедности, сохранив свободу.
Жорж Санд рассказывает о скитаниях Консуэло по дорогам Италии и Австрии, о ее встречах с молодым Гайдном, которому предстояла великая слава композитора, о ее любви к графу Рудольфштадтскому.
Свободолюбие, осуждение всякой эксплуатации человека человеком, поэти
В доме Жорж Санд в Париже собирались выдающиеся люди. Ее близкими друзьями были Альфред де Мюссе и Фредерик Шопен, Генрих Гейне и Бальзак, Флобер, певица Полина Виардо (послужившая прообразом для Консуэло) и И. С. Тургенев.
Для детей Жорж Санд написала «Бабушкины сказки» (1873), посвятив их своим внукам. Полны глубокого содержания ее поэтичные сказки «Грибуль», «Крылья мужества», «Розовое облачко» и др. Писательница хотела прежде всего развить в детях чувство добра, бескорыстия, самоотверженность, уважение к людям из народа.
Жюль Верн (1828-1905)
Эпоха романтизма породила и кипучий талант Жюля Верна, младшего современника Гюго, одного из основоположников жанра научной фантастики. Романтической является его безграничная вера в человеческие возможности, которые сами по себе в представлении Ж. Верна безграничны.
И вместе с тем это писатель, предвосхитивший возможности современного технического прогресса. Когда в 1962 г. группа школьников — читателей Ж. Верна — составила в Московском Доме книги таблицу, какие идеи Ж. Верна, высказанные в его девятнадцати романах, осуществились, они убедились, что из 108 гипотез писателя 64 были реализованы.
Увлекавшийся идеями технического прогресса, как и его герой капитан Немо, Ж. Берн был поэтом природы.
Однако именно Ж. Верну принадлежит мысль, что, создавая технические приборы, человек должен их делать «иначе, чем природа». Каким бы поэтичным ни было его путешествие «Пять недель на воздушном шаре» (1862), писатель предпочел воздушному шару самолет, сделался сторонником зарождавшейся в то время авиации. Не случайно он стал одним из учредителей «Общества сторонников летательных аппаратов тяжелее воздуха».
Вместе с тем Ж. Берн решительно отказывался от антропоморфного представления о технике. В его романах не появились роботы.Он предпочитал писать о свободолюбивых и благородных людях — Паганеле, Немо, Айтоне, Роберте Гранте, которым обширные знания позволяли совершать чудеса.
«Приключения капитана Гаттераса» (1866), трилогия «Дети капитана Гранта» (1867 — 1868), «20000 лье под водой» (1870) и «Таинственный остров» (1875) являются гимном подвигам, человеколюбию и дерзаниям научной мысли.
«Отец, бедный мой отец! — воскликнула Мери Грант, падая на колени перед лордом Гленарваном». Иллюстрация Э. Рица к роману Ж. Верна «Дети капитана Гранта».
В «Детях капитана Гранта» юные герои путешествуют по трем океанам, разыскивая шотландского патриота капитана Гранта, потерпевшего кораблекрушение. Грант отправился на поиски острова, куда могли бы переселиться шотландцы, освободившись от владычества Англии. Интрига, захватывающая фабула, которую ценил у Ж. Верна Л. Толстой, завязывается сразу в виде загадки, тайны, к разгадке которой взволнованный читатель то приближается, то удаляется. Что касается победы над препятствиями, то она заложена в самих характерах героев.
«20 000 лье под водой» — вторая часть трилогии — одно из самых блестящих произведений романиста. В романтической обстановке раскрывается тайна капитана Немо, главного героя романа, принца Дакка-ра, участника разгромленного англичанами восстания сипаев в Индии.
Рассказ о судьбе капитана Немо, погребении его вместе с «Наутилусом» в глубинах Тихого океана по своей живописности напоминает нам лучшие страницы романов Гюго. Но при этом мы замечаем, что у Ж. Верна больше проработаны социальные мотивы, что он реалистичнее представляет себе национально-освободительное движение и социальную жизнь эпохи.
Создав робинзонаду в заключительном романе трилогии — «Таинственный остров», он изобразил людей, которые под руководством энциклопедически образованного Сайруса Смита стремятся взять у природы все, что она способна им дать.
Герои романа стремились преодолеть социальные и национальные противоречия: в их дружный коллектив входили и слуга-негр и «господин». После гибели острова спасшиеся герои Ж. Верна направляются на родину, чтобы строить там жизнь по законам свободных людей.
Подобно Бальзаку, который создал «Человеческую комедию» почти не выходя из своего рабочего кабинета, Ж. Берн большую часть жизни провел в своей огромной библиотеке ученого, географа, изобретателя.
У писателя была все же своя яхта, на которой он объезжал берега Франции. Заменив ее кораблем, Ж. Берн начал плавать по Северному и Балтийскому морям, побывал в Атлантике. На самом большом по тем временам пароходе «Грейт-Истерн» посетил Америку.
Проспер Мериме (1803-1870)
Проспер Мериме — наиболее признанный мастер французской реалистической новеллы. Отточенность его стиля, ясного и рассудочного, часто находится в некотором противоречии с драматическими сюжетами, лежащими в основе его замыслов. История Кармен, рассказанная Мериме («Кармен», 1845), мужественный и пугающий образ корсиканца Матео Фальконе, застрелившего своего сына («Матео Фальконе», 1829), повесть о негритянском вожаке племени «Таманго» (1829) знакомят нас с трагической судьбой людей сильных, решительных, противопоставивших свой «закон», закон племени, определенной социальной среды, понятиям о личности, сложившимся в буржуазной среде с ее лицемерием, с ее лживой моралью.
«Я упал к ее ногам, я взял ее за руки, я орошал их слезами... Я предлагал ей, что останусь разбойником, если она этого хочет». Иллюстрация В. Фаворского к новелле П. Мериме «Кармен».
Автор намеренно скрывает от нас свое сочувствие к таким героям, как Кармен и Хозе, самим стилем рассказа он как бы демонстрирует свое равнодушие к их драме, определившей сюжет оперы Бизе. На самом же деле Мериме испытывает читателя, ставя его лицом к лицу с не всегда поддающимися обычной оценке обстоятельствами. От этого образы Матео Фальконе и Фортунато, Таманго, Кармен и других «экзотических» героев Мериме становятся более впечатляющими, трагически-значительными.
Помимо новелл Мериме создал сборник народных песен «Гузла» (1827), выдав его за записи славянского фольклора. Даже А. С. Пушкин сначала принял песни Мериме за подлинно народное творчество. Позже, зная уже все обстоятельства создания сборника «Гузла», Пушкин продолжал переводить многие песни из него, опубликовав эти переводы в своем поэтическом цикле «Песни западных славян» (1834). Школьники хорошо знают балладу «Видение короля», стихотворение «Конь», в котором Мериме и Пушкин нарисовали живую картину жизни болгар и сербов, страдавших от иноземного гнета и турецкого произвола. Стихотворение «Конь» очень характерно для сборника. Оно является одновременно и призывом к самозащите, и предсказанием гибели народного героя в схватке с поработителями.
В 1829 г. Мериме опубликовал свой известный исторический роман «Хроника времен Карла IX», где изобразил кровавые события Варфоломеевской ночи 1572 г.
Фредерик Стендаль (1783-1842)
Реалистическое направление в литературе XIX в. возглавили великие французские романисты Стендаль и Бальзак. Во многом опираясь на опыт романтиков, глубоко интересовавшихся историей, писатели-реалисты увидели свою задачу в том, чтобы изобразить общественные отношения современности, быт и нравы Реставрации и Июльской монархии.
Фредерик Стендаль (псевдоним Анри Мари Бей-ля) с армией Наполеона побывал в Италии, Германии и Австрии.
В 1812 г. с главными силами французской армии, в которой Стендаль был высокопоставленным военным чиновником интендантства, писатель прошел путь до Москвы, видел сопротивление, оказанное русскими патриотами наполеоновской армии, а затем участвовал в ее отступлении и переправе через Березину.