Когда в 1826 г. А. С. Пушкин, возвратившийся из села Михайловское в Москву, читал своим друзьям неопубликованную трагедию «Борис Годунов», среди слушателей был молодой поляк, почти ровесник русского поэта. Вскоре он написал в Варшаву друзьям о Пушкине: «...я знаком с ним и мы часто встречаемся... в разговоре очень остроумен и увлекателен; он много и хорошо читал, знает новейшую литературу; его понятия о поэзии чисты и возвышенны». А несколько позже Пушкин слушал своего польского собрата, выступившего на одном из вечеров с импровизацией. Свое впечатление о нем Пушкин выразил в строках стихотворения:
С ним
Делились мы и чистыми мечтами
И песнями (он вдохновен был свыше
И свысока взирал на жизнь).
Нередко Он говорил о временах грядущих,
Когда народы, распри позабыв,
В великую семью соединятся.
Мы жадно слушали поэта...
Строки эти посвящены Адаму Мицкевичу, величайшему из польских поэтов. В годы знакомства с Пушкиным он был политическим ссыльным и находился под надзором царских властей.
Адам Мицкевич, сын обедневшего шляхтича, родился в Белоруссии. Он учился в Виленском университете и в эти годы начал писать стихи.
На протяжении XIX в. Польское государство не значилось на карте Европы. В конце XVIII в. Польша была разделена между Австрией, Пруссией и Россией. Но польский народ не отказался от мысли об освобождении родины, он неоднократно поднимал восстания. И литература польского народа стала знаменем национальной борьбы, а поэты — духовными вождями нации. Польский революционный романтизм был тем литературным направлением, в котором освободительные стремления народа выразились всего полнее и ярче. Мицкевич стал его основоположником.
Мицкевич уже в годы ранней юности участвовал в патриотическом движении польской молодежи. Товарищи его называли себя филоматами и филаретами, т. е. любящими науку и добродетель. Начали они с занятий науками, чтения друг другу первых литературных опытов.
Первый сборник стихотворений Мицкевича «Поэзия» (1822), в те годы скромного учителя в городе Ковно, совершил переворот в польской поэзии.
Новое слово поэт сказал прежде всего своими балладами, использовав в них народные песни и легенды. Он ввел в литературу не только фольклорные сюжеты, образы и приемы, но и народные понятия о правде, долге, справедливости. А когда в 1823 г. вышел в свет второй том «Поэзии» Мицкевича с драматической поэмой «Дзяды» (это название народного обряда поминания умерших), читатель уже нашел в нем сцену сурового посмертного возмездия помещику, бесчеловечно относившемуся к своим крестьянам.
Мицкевич-романтик превозносил патриотическое чувство, энтузиазм, выражая тем самым веру в революционный подъем, в способность нации на подвиг освобождения.
В поэмах Мицкевича «Гражина» (1823) и «Конрад Валленрод» (1828), посвященных борьбе литовского народа против крестоносцев, появляется романтический герой.
Он даже жертвует своей жизнью, чтобы спасти родину, пробудить патриотическое чувство в своих соотечественниках, показать им пример самопожертвования.
Призывы Мицкевича обращены были прежде всего к молодому поколению. Именно его назвал поэт в своей «Оде к юности» (1820) силой, способной повести мир по новому пути, приблизить «зарю свободы» и восход «солнца избавления». Когда в ноябре 1830 г. в Варшаве вспыхнуло национально-освободительное восстание, стихи Мицкевича печатались в повстанческих газетах, издавались брошюрами. Самого же поэта тогда не было на родине.
Виленские кружки революционной молодежи были раскрыты еще до варшавского восстания, а их участники арестованы и высланы.
В 1824 г. Мицкевичу пришлось покинуть Литву. Поэт пробыл в ссылке четыре с лишним года (он жил в Петербурге, Одессе, Москве, снова в Петербурге).
Разлуку Мицкевича с родиной скрасило дружеское расположение к поэту лучших людей России. Среди них были декабристы К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев. Мицкевича и его ссыльных товарищей приняли как друзей «по чувствам и образу мысли». Вот что писал Мицкевич о декабристах спустя несколько лет:
О, где вы? Светлый дух Рылеева погас, —
Царь петлю затянул вкруг шеи благородной,
Что, братских полов чувств, я обнимал не раз.
Проклятье палачам твоим, пророк народный!
Нет больше ни пера, ни сабли в той руке,
Что, воин и поэт, мне протянул Бестужев.
С поляком за руку он скован в руднике,
И в тачку их тиран запряг, обезоружив.(Перевод В. Левика.)
Этими строками Мицкевич сопроводил издание 3-й части «Дзяды» (1832), ставшей откликом на разгром царизмом польского восстания 1830 — 1831 гг. и призывом к дальнейшему продолжению борьбы. Автор ее, в 1829 г. уехавший за границу, навсегда остался в эмиграции.
Самое крупное про
С середины 30-х годов Мицкевич почти замолкает как поэт. Он переживает годы материальных лишений, мучительных заблуждений (40-е годы — время его увлечения мистицизмом), но все же не складывает оружия и выступает как историк, как лектор (читает курс славянских литератур в Париже), как организатор польского легиона, воевавшего в 1848 г. за свободу Италии, как революционно-демократический публицист, редактор газеты «Трибуна народов» в 1849 г.
Когда началась русско-турецкая война 1853 — 1855 гг., Мицкевич, движимый желанием использовать этот конфликт в интересах Польши, выехал в Константинополь. Но осуществить свои планы Мицкевичу не удалось: в Константинополе он заразился холерой и умер.
Юлиуш Словацкий (1809 — 1849)
Крупнейшим из соратников и преемников Мицкевича стал замечательный лирик и драматург, пламенный демократ Юлиуш Словацкий.
Известность он завоевал революционными стихами 1830 — 1831 гг. После разгрома польского восстания вместе со многими сверстниками оставшиеся годы жизни поэт провел в эмиграции, на чужбине.
Романтическая литература металась между надеждой и отчаянием, была устремлена в будущее, от которого ждали революции и свободы.
Словацкий создал польский романтический театр. Драма «Кордиан» (1834), сочетавшая фантастическое и реальное, говорила о трагизме века, печальной доле угнетенного народа и о судьбе современника, патриота-заговорщика, романтика, человека благородного, но ослабленного своим одиночеством, нерешительностью.
В любимом создании Словацкого — сказочной, удивительно поэтичной «Балладине» (1839) — народно-песенный сюжет о сестре-завистнице развернулся в рассказ о неутолимом честолюбии, которое ведет героиню к кровавым преступлениям.
Самая прославленная и оригинальная его поэма — «Бенёвский» (1841). Бесчисленные приключения своего героя, разорившегося молодого шляхтича, задорного рубаки, участника бурных событий, поэт использовал не только для того, чтобы создать картину минувшего, но и выразить свое отношение к современности.
В бесчисленных лирических отступлениях Словацкий излагал свои взгляды на поэзию, спорил со своими литературными недругами и соперниками, клеймил врагов Польши.
Поэма эта осталась незаконченной, так же как и труд последних лет жизни Словацкого — поэма «Король-Дух».
В ней он хотел изложить в поэтической форме историю дорогой ему Польши и свои философские взгляды, которые были несвободны от влияния мистицизма.
Самой заветной мечтой Словацкого было увидеть свой народ вновь поднявшимся на революционную борьбу, завоевавшим свободу. Он завещал своим соотечественникам:
Заклинаю живых: пусть надежд не теряют,
Пред народом несут просвещения факел;
Если ж надо — на смерть чередой пусть шагают,
Погибая со славой в жестокой атаке.(«Мое завещание», перевод Н. Асеева.)
Болеслав Прус (1847-1912)
Крупнейший мастер польского критического реализма — Болеслав Прус (псевдоним Александра Гловацкого).
Юношей он участвовал в восстании 1863 г., одно время был студентом, переменил много профессий и, наконец, стал журналистом, автором популярных хроник-фельетонов, и писателем. Богатейший запас жизненных наблюдений позволил Прусу написать произведения, по которым историк смело может изучать жизнь Польши, черпая бесценные сведения и подробности.
Одаренный редким юмористическим талантом, писатель о многом говорил как бы с мягкой усмешкой; особенно светел его юмор в рассказах, посвященных детям.
Начав с небольших юморесок, сравнительно безобидных, Прус постепенно переходит к острым социальным темам.
Есть у него произведения, изображающие польскую деревню, например «Форпост» (1885) — повесть о крестьянине, горячо привязанном к своей земле и ни за какую цену не уступающем ее немецким колонистам.
Но лучше всего Прус знал и изображал город. Он был летописцем и певцом Варшавы.
Его роман «Кукла» (1887 — 1889) можно назвать панорамой Варшавы последней трети века, когда бурно развивался капитализм и аристократические бездельники, опустошенные, бессильные и развращенные, должны были потесниться, чтобы дать место новым людям — предпринимателям, финансистам, купцам.
Широко известен исторический роман Пруса «Фараон» (1895 — 1896), в котором изображено древнеегипетское государство, раздираемое ожесточенной борьбой, идущее к упадку
Эта книга кончается трагически: молодой, пылкий и воинственный фараон Рамзес XIII, стремившийся к укреплению государства, гибнет в борьбе с могущественной кастой жрецов.