Американская литература подарила миру много замечательных писателей, книгами которых зачитываются и взрослые и дети. Почему она заняла достойное место среди других литератур лишь в начале XIX в.? Ответ на этот вопрос дает сама история США.
До конца XVIII в. Северная Америка была английской колонией. Американский народ вел тяжелую и долгую войну за независимость и одержал победу. В 1783 г. образовалась федеративная буржуазно-демократическая республика — Соединенные Штаты Америки. С этого времени постепенно добивается самостоятельности и американская литература: она освобождается от влияния английской литературы, отражает жизнь молодой республики.
Рип Ван Винкль, лентяй, рассеянный мечтатель, умудрился заснуть на 25 лет. Проснувшись, он возвращается домой и, ничего не зная о победе американцев в борьбе за независимость, некстати провозглашает «ура» в честь английского короля Георга III. Имя Рипа Ван Винкля стало нарицательным в Америке: так называют ленивых, беспечных людей, живущих давно устаревшими представлениями.
Уошингтон Ирвинг считал прогрессивным буржуазный строй в Америке, надеялся, что со временем он станет более совершенным.
Буржуазные предприниматели казались ему героическими фигурами. Одному из них — миллионеру Астору — он даже посвятил свою книгу «Асто-рия» (1836).
Уошингтон Ирвинг (1783 — 1859)
Первый американский писатель, завоевавший широкую известность за пределами своей родины, — Уошингтон Ирвинг. Мастерски изображая реальную жизнь, он насыщал свои рассказы фантастикой, юмором, мотивами народного творчества. В сборник Ирвинга «Книга эскизов» (1819 — 1820) включены две наиболее известные новеллы писателя — «Легенда Сонной ложбины» и «Рип Ван Винкль». Они по -
Фенимор Купер (1789-1851)
Современник Ирвинга — знаменитый писатель Фенимор Купер родился в семье судьи, богатого владельца поместья в штате Нью-Йорк. Еще совсем юным он, не закончив высшего образования, служил в торговом, а затем в военно-морском флоте. Купер повидал много стран, несколько лет жил в Европе. Но именно знание своей страны, ее истории, происходящих в ней важных перемен помогло ему создать произведения, в которых он показал мир, для многих новый и неожиданный.
Известность Фенимору Куперу принес патриотический роман «Шпион» (1821) — о трагической судьбе коробейника (мелкого деревенского торговца, разносившего свой товар в коробе по деревням) Гарви Берча.
Во время войны за независимость он был разведчиком американской армии, сумел завоевать доверие враждебного английского командования. Однако соотечественники, ради которых он рисковал жизнью, считали Берча предателем.
Восхищение современников Купера, в том числе и великого русского критика В. Г. Белинского, вызвала пятитомная эпопея о Кожаном Чулке. Эпопея Купера посвящена следопыту и охотнику Натти Бумпо — человеку бескорыстному, смелому и благородному. Она охватывает время с 40-х годов XVIII в. до 1805 г.: с того момента, как юный Натти совершает свои первые военные подвиги, и до его смерти проходит 60 лет. Натти Бумпо видит, как европейские колонисты захватывают земли в Америке, вырубают леса, натравливают одни индейские племена на другие. Обо всем этом и пишет Купер, рисуя рядом с жестокими колонистами коренное население Америки — индейцев — «замечательный народ... на войне отважный, кичливый, коварный, беспощадный, готовый к самопожертвованию; в мирное время — справедливый, великодушный... скромный...».
Натти, по существу, участвует в захвате земель: он помогает своим соотечественникам продвигаться в глубь Америки, показывает им пути. Но, чистый душой, он чувствует, что новая жизнь на американских просторах несет с собой дух торгашества и собственнических страстей. Ему по душе гордые и отважные индейцы, он относится к ним с уважением и дружелюбно.
Самый популярный роман из серии книг о Кожаном Чулке — «Последний из могикан» (1826). Действие его происходит в 1757 г. Индеец Ункас — последний из могикан — друг Натти Бумпо, тогда знаменитого английского разведчика, прозванного Соколиным Глазом. Ункас — последний представитель племени, в прошлом могущественного, а теперь истребленного колонистами.
Чем старее становится Натти Бумпо, тем наивнее выглядят его стремления жить по законам старой жизни. В романе «Пионеры» (1823) он иногда выглядит жалким и смешным, потому что уже после победы в войне за независимость, когда все отчетливее становятся нравы и законы буржуазного общества, старый Натти не понимает исторической неизбежности происходящего. И когда в романе «Прерия» (1827) умирает Натти, скитавшийся по степям и живший воспоминаниями о прошлом, с ним как бы умирает и старая Америка.
Романы Купера читаются с увлечением. Мы ощущаем их глубокую поэтичность, нас захватывают романтика приключений, волевые, отважные и целеустремленные герои, индейские сказания и легенды, вкрапленные в эти романы, наконец, те полные жизни картины природы, на фоне которых разыгрываются события.
Эдгар Аллан По (1809 — 1849)
Очень талантливый и своеобразный писатель Эдгар По с болезненной остротой воспринял все то отрицательное, что несло с собой быстрое развитие капитализма. Южанин по происхождению, он хотел, чтобы сохранились старые, патриархальные обычаи, не понимал, что они жестоки, связаны с рабовладением и исторически обречены на гибель. Зато писатель очень ясно представлял себе, как опасен для подлинного искусства буржуазный дух корысти, стяжательства.
Он ненавидел литературу, рассчитанную на низкие вкусы американского мещанства, продажную журналистику. Такую журналистику он остро высмеял в блестящем сатирическом рассказе «Литературная жизнь Каквас Тама, эсквайра».
Суровую жизнь прожил писатель. После смерти родителей По рос в семье коммерсанта Аллана. Поняв, что Эдгар не хочет идти по его стопам, опекун отказал ему в материальной помощи. Всю жизнь По нуждался и умер в бедности.
Наряду с произведениями, в которых с особой силой отражены его мрачные, болезненные настроения, Эдгар По создал увлекательные рассказы о путешествиях, детективные рассказы о запутанных преступлениях. В его научно-фантастических произведениях проявился интерес писателя к точным наукам и осведомленность в них («Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля» — о путешествии на Луну на воздушном шаре). Эдгар По живо интересовался достижениями современной ему науки и техники и верил в могущество человеческого разума. Он рассказывает, как благодаря тонким, логическим умозаключениям человек спасает свою жизнь («Низвержение в Мальстрем»), находит клад («Золотой жук»), разгадывает сложнейшие преступления («Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо»).
Лучшие рассказы Эдгара По читаются всегда с напряженным интересом: так необыкновенны и трагичны положения, в которые попадают его герои, так изобретательна фантазия писателя, так строго логичен ход его мыслей.
Эдгар По писал и лирические стихотворения. Он много сделал для обогащения и совершенствования родного поэтического языка.
Герман Мелвилл (1819-1891)
Жизнь Германа Мелвилла могла бы стать содержанием захватывающего приключенческого романа. После того как его, когда-то состоятельный, отец разорился и умер, будущий писатель вынужден был бросить школу и начать работать. Двадцатилетним юношей он стал юнгой на корабле, затем, после недолгого пребывания на суше, поступил матросом на китобойное судно, бежал с корабля и короткое время жил среди полинезийцев. Вновь плавая на китобойном судне, он за участие в бунте был изгнан на берег и около года прожил на Гавайях и Таити, потом плавал матросом на военном корабле.
Читая первые книги — «Тайпи» и «Ому», мы видим, как относится писатель к
Генри Уодсуорт Лонгфелло (1807-1882)
Накануне гражданской войны промышленного Севера с рабовладельческим Югом (1861 — 1865) многие американские писатели поддерживали своим творчеством борьбу аболиционистов — сторонников отмены рабства.
В 1842 г. появились «Стихи о рабстве» Генри Уодсуорта Лонгфелло. В них нет прямых призывов к отмене рабства, но поэт рисует бесчеловечность рабовладельцев, страдания рабов.
Мировую известность принесла Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (1855). В России она была издана в прекрасном переводе И. А. Бунина.
Переводчик сумел сохранить очарование этой поэмы: своеобразие ее языка, который в подлиннике отражает богатство индейского народного творчества.
В основе произведения — сказания индейских племен о полулегендарном вожде, мудром и любимом Гайавате. Он жил в XV в., перед тем как первые европейские поселенцы появились на американских землях. В поэме поется о том,
Как трудился Гайавата,Чтоб народ его был счастлив,
Чтоб он шел к добру и правде».
Религиозно настроенный Лонгфелло призывал бороться против несправедливости путем морального самоусовершенствования. Лонгфелло был высокообразованным человеком, профессором литературы в одном из университетов. Он познакомил американцев с рядом выдающихся произведений европейских писателей, переведя их на английский язык.
Гарриет Бичер-Стоу (1811-1896)
С движением за уничтожение рабства тесно связано творчество Гарриет Бичер-Стоу — автора известной всем детям книги «Хижина дяди Тома». Бичер-Стоу написала много произведений, но только «Хижина дяди Тома» (1852) принесла ей мировую славу. Писательница была близка к среде американского духовенства, и это отразилось на ее мировоззрении: она считала, что терпение рабов и «христианское милосердие» плантаторов — путь к их примирению. И все же книга Бичер-Стоу сыграла большую роль в движении за отмену рабства. Южные плантаторы узнавали себя в образах жестоких помещиков из «Хижины дяди Тома» и собирались подать в суд на автора книги за клевету.
Роман запечатлел важный социальный процесс — зарождение классовой ненависти в среде порабощенных негров, их страстный протест против сложившихся в стране порядков.
Главный герой книги — негр Том вызывает глубокие симпатии читателей своей честностью, добротой и трудолюбием. Однако нам глубоко чужда идея христианского непротивления, воплощением которой является Том. Пройдя через муки непосильного труда, избиений, он все же перед смертью прощает своих убийц.
Писательница рисует портреты не только смиренных христиан, но и негров-борцов, людей большой воли и одаренности, охваченных ненавистью к рабству и стремлением вырваться из его цепей. Это изобретатель Джордж Гаррис, его жена Лиззи, смелая и самоотверженная мать, чудом спасшая своего ребенка, проданного работорговцу. Это негритянка Касси, жестоко отомстившая своему хозяину Легри за страшные унижения, которые она терпела...
Картины рабства, нарисованные Бичер-Стоу со страстным негодованием, на основании личных наблюдений и большого фактического материала, произвели на современников огромное впечатление. Демократические читатели Америки восприняли «Хижину дяди Тома» как книгу, близкую их чувствам и интересам. Очень показательно, что о жестоком Легри сложили народную песню.
В России «Хижину дяди Тома» читали с захватывающим интересом. Революционно-демократические круги использовали роман Бичер-Стоу в борьбе с крепостничеством.
Уолт Уитмен (1819-1872)
С важнейшим в истории Соединенных Штатов периодом гражданской войны между Севером и Югом в большой мере связано творчество поэта-демократа Уолта Уитмена, защищавшего своим творчеством демократические идеалы народных масс.
Уитмен — сын бедных фермеров, живших недалеко от Нью-Йорка. Он начал зарабатывать на жизнь с детства и сменил немало профессий: был посыльным, наборщиком, школьным учителем.
И перед войной, и во время войны между Севером и Югом (Уитмен участвовал в ней как санитар армии северян) поэт страстно призывал в своих стихах к борьбе за отмену рабства.
Гуманизм Уитмена, его вера в светлое будущее народа, уважение к труду, который он поэтизирует в своих стихах, и к разуму человека придают его творчеству оптимистический, жизнеутверждающий характер.
В сборнике стихов «Листья травы» (его первое издание вышло в 1855 г.) Уитмен выступил как поэт-новатор.
Он пытался охватить все многообразие жизни, ибо все достойно быть воспетым: и красавец паровоз, созданный руками и разумом человека, и Бруклинский мост, и беглый негр, и каждый лист травы... Он пишет, обращаясь к своей музе:
...Муза! Я приношу тебе наше здесь и наше сегодня,
Пар, керосин и газ, экстренные поезда, великие пути
Сообщения,
Триумфы нынешних дней; нежный кабель Атлантики,
И тихоокеанский экспресс, и Суэцкий канал,
И Готардский
Туннель, и Гузекский туннель, и Бруклинский мост.
Всю землю тебе приношу, как клубок, обмотанный
Рельсами
И пароходными тропами, избороздившими каждое море,
Наш вертящийся шар приношу...(«Песня о выставке», перевод К. Чуковского.)
Темы стихотворений Уитмена очень разнообразны: фермерская и городская жизнь, пейзажи, любовь, революционные события в Европе, борьба против рабства на родине поэта... Стихи его по форме приближаются к ораторской речи. Они построены на внутреннем ритме и большей частью не рифмованы.
После гражданской войны между Севером и Югом Уитмен потерял веру в то, что Соединенные Штаты станут страной подлинной демократии.
Творчество Уитмена оказало большое влияние на многих писателей европейских стран. Его стихи заложили основы плодотворных традиций американской революционной поэзии.
Фрэнсис Брет Гарт (1836-1902)
Печальна была судьба Брет Гарта — автора знаменитых «Калифорнийских рассказов»: после успеха этой книги он пережил охлаждение издателей и критиков, не только стремившихся замолчать его произведения, но откровенно травивших писателя. Им не понравились демократические настроения Брет Гарта, его выступления против расизма, его неуважительное отношение ко всяким церковникам и миссионерам. В надежде на какой-то постоянный заработок бедствующий писатель уехал, сначала в Германию, потом в Англию, где некоторое время работал в американском консульстве. Затем он оставил работу и до самой смерти занимался литературой.
В 40-годах прошлого века десятки тысяч американцев, «заболевшие» так называемой золотой лихорадкой, ринулись в Калифорнию, где было обнаружено золото.