Откровением автора и откровением новых страниц истории стала повесть Василя Быкова "Облава", а гибель Хведора Ровбы, одного из главных героев, - открытым протестом миру беспредела, безнравственности, поднявшей меч на родную кровь.
Перед читателем белорусская деревня тридцатых годов. Мирная жизнь, не слышны выстрелы, но и покоя в ней нет. Нет счастья в жизни главного героя Хведора Ровбы. Жестокой стала его судьба. Отняла все, но не душу, не сердце его. До рокового конца Хведор верит в то, что его преследователи – честные люди. Хведор не сделал им ничего дурного. Всю жизнь работал он, не разгибая спины, кормил большую семью: "Наживал годами …за немалую копейку… кровавыми мозолями и хребтом – своим и жены, трясся над каждой соткой земли, над каждой соломинкой и щепкой…". При советской власти стал хозяином большого земельного надела. Хведор всегда "уважительно относился к власти, от души был благодарен ей за дарованную землю, за щедрость к недавнему батраку". Денно и нощно работал он на земле, потом своим удобряя ее. Попробовал Хведор жить хорошо, приобрел молотилку. Но именно она и погубила его. "Недолго прогрохотала на току его красная молотилочка".
Один сосед позавидовал, другой задолжал… И вот! Хведор Ровба объявлен "кулаком". Никому же нельзя доказать, что молотилка в кредит куплена, что денег за работу
хозяин не берет, что по-братски люди дают. Но это квалифицируется новой властью как "нетрудовые доходы", как "эксплуатация крестьян". Место "кулака" Ровбы в ссылке, на Печоре. "Молотилка была последним довеском, который опрокинул и без того накренившийся воз жизни Ровбы".
Все лишения и "нелепые выверты своей несчастной судьбы" научился Хведор переносить молча. Захлебываясь слезами, но молча похоронил он умершую на чужбине жену свою Ганупю. Умерла она от непосильной работы и голода, которые в переселении были особо ощутимы. Умер бы и Хведор, если бы не дочка Оля. Всю оставшуюся заботу и ласку отдал он не по годам умной и понятливой, работящей дочери. Хотел отец лучшей жизни для нее. "Да не сбылось – видно, не суждена была и Олечке лучшая доля".
Похоронив дочку, Хведор не стал злым на людей. "Зла на обидчиков он уже почти не держал – перегорело оно за годы собственных мук, никому он не желал зла, как и себе тоже". Сердце Хведора было наполнено нестерпимой тоской по родному краю. Хотел он "на брюхе доползти", но хоть одним глазом увидеть родное пепелище, поклониться "отеческим гробам".
А чем встретила его родина? Жестокостью, враждой… "Беглецу на чужой стороне сподручнее, чем в родной", - скажет Хведор. Получается, что Ровба - беглец,
Хведор дружеского совета еврея Ноэма: "…бросай все, бери детей в охапку и утекай. Куда? Не важно куда – куда глаза глядят. Потом поздно будет…". Но как все бросить? Здесь родовые корни, односельчане, свои! Что получил Хведор в ответ на свою доброту и веру в людей! Подлость, обман… Не должен он был подняться до вершин духа, по мнению "своих", а вот поднялся! Не расчеловечил его "век – волкодав", не стал он "волком по крови своей". Кому? Своим односельчанам и своему сыну. Да "свой" ли он им? Нет! Он и умер как не "свой": молча ушел в трясину, унес грустную тайну сына: "Сын за отца не отвечает".
Разрушено родовое дерево, утверждает всем ходом повествования Василь Быков, уничтожена российская соборность, издавна помогавшая в светлые и хмурые времена.
Казалось бы, в повести показаны очень далекие от моей современности дни. Но и сегодня рушатся нравственные нормы поведения, меняются люди, их духовный мир. И возникает ностальгия по таким героям, как Хведор Ровба, несгибаемым перед бедой, любящим жизнь такой, какая есть.
Пишу час, другой, а мысли: "В чем смысл жизни Хведора? Зачем так несправедлива к нему судьба? Стоило ли рисковать ему собственной жизнью ради того, чтобы взглянуть на родное пепелище? Прав он, когда молча сводит расчет с жизнью? Прав ли, потворствуя амбициям сына – предателя?" – волнуют меня. Неужели смысл жизни будет наполнен подчинению силам зла от политиков, от меркантильных людей! Неужели отрекусь когда-то от собственных убеждений и жизнь свою подчиню власти деспотов?
Семья, дом, дети, земля – все то, что отняли в один миг у Хведора Ровбы, есть смысл и моей жизни. Ради этого я пройду не тысячу километров, а земной шар, лишь бы спасти мечту, любовь и красоту жизни. Ради себя? Не только. Ради будущих детей, а значит, "…ради жизни на Земле".