Поэтика импрессионизма находит свое место и в нашей литературе. В первую очередь это касается новеллистики М. Коцюбинского, В. Стефаника, М. Черемшины, частично О. Кобылянской. Основной стилевой прием импрессионизма - изображение не самого предмета, а впечатления от него. Сами художники-импрессионисты достаточно точно выражали этот главный принцип напрямую.
«Видеть, чувствовать, выражать - в этом все искусство», - провозглашали Эдмон и Жюль Гонкуры. «Мы обречены до того, чтобы познавать мир только через впечатление, которое он на нас производит», - писал Анатоль Франс, который в конце XIX века стал одним из главных теоретиков и защитников импрессионизма, основателем именно импрессионистской интерпретации искусства. «Мы видим мир, - отмечает А. Франс, - лишь сквозь наши чувства, которые его деформируют и его красят». Импрессионисты отображают мир не таким, каким они его знают или же помнят, а каким они видят его теперь. Художник-импрессионист стремится зафиксировать само начальное впечатление от предмета, которое только что возникло у него. «Я пишу то, что в настоящий момент чувствую», - говорит Камиль Писсарро. Образ у импрессионистов возникает именно при непосредственном, так сказать, «свежем» взгляде на предмет. «Создать само живое впечатление человеческой правды, какой бы она ни была», - таким образом пытались воспроизвести действительность братья Гонкуры.
Понятно, что импрессионисты ориентируются именно на чувства, а не на ум. «Все дело в чувстве - остальное происходит само собой», - считал К. Писсарро. Другой выдающийся художник-импрессионист, Огюст Ренуар сознался, что его нисколько не тревожит то, что происходит в его мозге, главное, по его мнению, умение видеть. Тот же Писсарро отмечал, что импрессионизм должен быть теорией «чистого наблюдения». Именно такое недоверие к уму и стимулировало отсутствие любых манифестов и программ в импрессионистском движении: ведь они фиксируют не впечатление, не чувство, а мысли, идеи, что противоречит мировоззрению импрессионистов. Согласно с метким выражением Л. Андреева, это отсутствие программ и манифестов «говорит о присутствии импрессионизма». «Просто в полном и прямом соответствии с важнейшими принципами импрессионизма, - объясняет исследователь, - свои идеи и теории художники не оформляли и не обнародовали». Импрессионист не рассуждает - он схватывает. При этом его заданием не является всестороннее, эпическое охватывание действительности. Импрессионист создает фрагментарную, этюдную, незавершенную картину. Он может воспроизводить деталь предмета, явления. Импрессионистическое миропонимание является, прежде всего, лирическим.
Это отражается и на жанровых доминантах в литературе импрессионизма. В ней господствуют не романы и поэмы, а новеллы и лирические стихотворения. Влияет мировосприятие импрессионистов и на стилистику, которая отмечается недосказанностью, отрывочностью рассказа. Лирическому, глубоко личностному, субъективному миропониманию импрессионистов вовсе не при
Такое писательское впечатление способствует в первую очередь активному восприятию образа со стороны читателя, который должен дорисовывать, додумать целостную картину, воспроизвести из определенной детали целое. Писатель-импрессионист создает не готовую картину, а очерк, эскиз к ней. Как подходяще отмечала Леся Украинка, говоря о рассказах Стефаника, последние «при всей их реальности - не фотографии, а именно рисунки, будто эскизы к будущей картине». Именно импрессионистские произведения лишены штампов, а импрессионистские образы всегда воспринимаются не автоматически - они превращаются в сознании читателя. Писатели-импрессионисты ориентировались в первую очередь на достижение импрессионистов-живописцев, которые использовали яркие пятна, мазки, полутона, нечеткие контуры, композиционные фрагменты, «смазанность», для того, чтобы подчеркнуть эфемерность впечатления от действительности. Недаром Л. Толстой, сравнивая творческую манеру Чехова с манерой письма живописцев-импрессионистов, писал: «У Чехова своя особенная форма, как у импрессионистов. Смотришь, как человек якобы без всякого разбора мажет красками, которые попадаются ему под руку, и никакого якобы отношения эти мазки между собой не имеют. Но отойдешь на некоторое расстояние, посмотришь, и в целом выходит целостное впечатление». Своеобразным звеном, которое совмещает импрессионизм в живописи и литературе, является стихотворение А. Мандельштама «Импрессионизм». В нем присутствуют образы из картин Клода Моне («Сирень на солнце») и Камиля Писсарро («Бульвар Монмартр», «Площадь французского театра в Париже»):
* Художник нам изобразил
* Глубокий обморок сирены
* И красок звучные ступени
* На холст, как струпья, положил.
* Он понял масла густоту -
* Его запекшееся лето
* Лиловым мозгом разогрето,
* Расширенное в духоту.
* А тень-то, тень все лиловей
* Свисток, иль хлыст, как спичка, тухнет
* Ты скажешь: повара на кухне
* Готовят жирных голубей.
* Угадывается качель,
* Не дорисованы вуали,
* И в этом солнечном развале
* Уже хозяйничает шмель.