(Олимп – высокая, скалистая гора в северной Греции, считалось, что там живут боги).
История возникновения Олимпийских игр в Древней Греции окутана легендами и мифами, но доподлинно известно, что их начали проводить в Олимпии – этот городок, расположенный в южной Греции, в западной части Пелопоннесского полуострова, в области Элида.
Олимпийские игры от зарождения до упадка
Прекрасные романтические легенды окружают древнегреческие Олимпийские игры. Одни приписывают учреждение этого великого праздника Зевсу, который в Олимпии поверг своего жестокого отца Кроноса.
Согласно одной из легенд-версий, правил там жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из его детей он глотал своих новорожденных младенцев. Их несчастная мать Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, стал могучим Зевсом-громовержцем, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. Из чрева отца-пожирателя вышли многочисленные братья и сестры Зевса, которые впоследствии тоже стали богами. В честь этого события Зевс основал бескорыстные, честные состязания сильных, ловких и смелых, названные впоследствии Олимпийскими по месту их проведения. А проводились они в красивом месте - в дубовой роще находился храм Зевса, рядом с которым устроили место для состязаний. Состязания были посвящены Зевсу Олимпийскому.
Другие легенды утверждают, что именно в этом месте сын Зевса – Геракл совершил один из своих подвигов - вычистил пресловутые конюшни царя Элиды - и в честь победы над царем Авгием организовал первые состязания. А может их организовал Пелопс, который хитростью победил жестокого царя Эномая?
Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.
Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клеосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.
Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.
Известно также предание, что Геракл, организовав Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе), победившем в гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пелопа дали области Пелопоннес, где находилась «столица» античных Олимпийских игр.
Определенной исторической достоверностью обладает предание, по которому элидский правитель Ифит, уставший от постоянных междоусобиц и раздоров, обратился к дельфийскому оракулу с вопросом, как их прекратить. И получил ответ: возобновить забытые Олимпийские игры. Ифит предложил царю воинственной Спарты Ликургу учредить состязания, во время которых бы устанавливалось священное перемирие — экейхерия. По условиям заключенного договора за нарушение перемирия налагался крупный денежный штраф и, что было еще страшнее, виновные лишались права участвовать в Олимпийских играх.
Реальность этого факта подтверждает древнегреческий историк Павсаний, который писал во II в. н.э., что видел медный диск, на котором был начертаны условия перемирия, заключенного между Ифитом и Ликургом. Этот диск хранился в одном из храмов Олимпии.
Интересны детали этого предания: по предположениям ученых Ифит и Ликург жили примерно в IX веке до н.э., т. е. раньше официальных сроков учреждения Олимпийских игр. Но и они лишь возобновили проведение Игр. Значит, состязания в Олимпии проводились и раньше? Надо полагать, что в долине Алфея задолго до Олимпийских игр проходили ритуальные состязания в честь посвящения юношей в воины. Но они носили местный характер. Ифит и Ликург придали им уровень национальных. История нуждается в достоверной точке отсчета. Такой точкой стал первый памятник, поставленный в Олимпии победителю состязаний. Поэтому 776 г. до н.э., когда Корэб из Элиды опередил всех соперников в беге на один стадий, официально считается годом начала проведения Олимпийских игр.
На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие – экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт. «На диске Ифита написан текст того перемирия, которое элейцы объявляют на время Олимпийских игр; он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга» (Павсаний, Описание Эллады).
С Олимпийских игр 776 до н.э. (самые ранние Игры, упоминание о которых дошло до нас, – поэтому 776 г. до н.э., когда Корэб из Элиды опередил всех соперников в беге на один стадий, официально считается годом начала проведения Олимпийских игр, а по подсчетам некоторых специалистов, Олимпийские игры стали проводиться на 100 с лишним лет раньше) у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.
Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.
Игры продолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине II веке до н.э.), вследствие чего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан, а в числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми). Сказывался на Олимпийских играх и начавшийся в IV веке до н.э. общий упадок греческой культуры: они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы.
А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.
Первоначально программа Олимпийских игр ограничивалась стадиодромом (дромосом) – бегом на один стадий (192,27 м). Затем программа стала расширяться: были введены состязания в беге на два стадия, бег на 24 стадия, бег с вооружением, появились пятиборье – пентатлон (бег, прыжки, метание диска и копья, борьба), борьба и кулачный бой, скачки на колесницах. С 632 г. до н.э. в Игры стали включаться соревнования для юношей.
Как бы не расширялась программа Олимпийских игр, самым почитаемым оставался бег на один стадий. Победителю в стадиодроме предоставлялось право зажечь огонь на алтаре Зевса, он становился главным героем Игр.
Главной наградой победителю Олимпийских игр – олимпионику служила оливковая ветвь. Ее срезали золотым ритуальным ножом со старого дерева, которое, как считалось, посадил Геракл. Имя атлета высекалось на мраморной плите,
Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие - все жители радостно его приветствовали.
Имена соотечественников, ставших победителями Олимпийских и других состязаний, увековечивались в гимназиях и храмах. Кропотливо велся учет их достижений. На примере выдающихся атлетов воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами. Из сохранившихся записей известно, что атлет Феаген добился 13 побед на различных соревнованиях. Леонид из Родоса двенадцать раз становился олимпийским чемпионом в беге на один и два стадия и в беге с вооружением в течение четырех Олимпиад.
Но самым прославленным атлетом Древней Греции является Милон Кротонский. В 540 г. до н.э. в возрасте 14 лет он становится олимпийским победителем в борьбе. Затем он был увенчан олимпийским венком еще шесть раз. Кроме того Милон много раз побеждал на Пифийских, Истмийских и Немийских играх. О его невиданной физической силе и ловкости слагались легенды. Неслучайно историки долго спорили являлся ли Милон Кротонский реальной личностью или представляет собой мифический персонаж.
Однако многочисленные источники подтверждают, что он реально существовал. Интересно, что Милон учился в школе Пифагора, где получил не только физическую, но и общеобразовательную подготовку. Поэтому он сыграл большую роль в политической жизни своей родной общины. Во время войны с Сибарисом Милон был избран полководцем. Он не только руководил войском, но и, как утверждают современники, заменял целое подразделение. Таким образом, Милон Кротонский являлся древнегреческим идеалом гармонически развитой личности. И, как всякий идеал, он постепенно обрастал мифами и легендами. Так историк и географ Страбон описывает, что во время занятий у Пифагора Милон случайно свалил колонну дома. Чтобы предотвратить катастрофу, он сам стал на место колонны и до тех пор поддерживал свод здания, пока все не покинули его.
Достоверность этого факта вызывает сомнения, но эта и другие легенды подтверждают, какой любовью и уважением окружались выдающиеся атлеты Древней Греции.
Проведение Олимпийских игр с 776 г. до н.э. до 394 г. н.э., т. е. сохранение традиций по организации состязаний на протяжении более одиннадцати веков, несмотря на войны, эпидемии и другие общественные потрясения, само по себе говорит о той огромной социальной значимости, которую играли Игры в Древней Греции. Однако попытаемся конкретно разобраться, какие же социальные функции выполняли античные Олимпийские игры в период своего расцвета.
Греческие полисы, раздираемые междоусобицами, могли сохранять единство и противостоять внешним врагам только благодаря единой религии и культуре, тесным экономическим и политическим связям. Олимпийские же игры включали в себя все эти объединяющие элементы.
Распространение культа Зевса превратило Олимпию в религиозно-культовый центр древней Греции. На пожертвования греков в 456 г. до н.э. здесь был воздвигнут величайший храм Зевса. Главным украшением храма являлась величественная статуя Зевса, признанная современниками одним из семи чудес света, Фидий создал скульптуру из золота и слоновой кости высотой двенадцать метров, которая при этом поражала высоким художественным совершенством. В Олимпии также было построено около 70 святилищ в честь других богов и героев.
Возникнув, как составная часть религиозно-культового ритуала, Игры на протяжении всего существования были посвящены Зевсу – громовержцу и тем самым объединяли все греческие земли. По представлениям греков, через состязания происходило общение людей с богами. Именно боги даровали победу самым достойнейшим. Но для того, чтобы добиться расположения богов, следовало заниматься самосовершенствованием физическим и духовным, не совершать плохих поступков и т.д. В то же время победитель состязаний как бы получал божественный знак особого расположения, что позволяло приравнивать его к самим богам.
Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.
Олимпийские игры оказывали существенное влияние на развитие греческой культуры. При этом можно выделить два аспекта. Во-первых, в Элладе сложился культ прекрасного обнаженного тела. Атлеты тренировались и состязались обнаженными. Стыд наготы считался признаком варварства. Греки почитали загорелое, тренированное обнаженное тело выражением высокого уровня культуры.
Во-вторых, во время Игр съезжались со всех уголков Эллады выдающиеся философы, поэты и ученые, что содействовало дальнейшему развитию поразительного феномена греческой культуры. Перед многочисленной аудиторией выступали великие философы Платон, Сократ, Диоген, Гераклит, отцы истории Геродот и Фукидид, основоположник медицины Гиппократ, классики древнегреческой поэзии и драматургии Софокл, Пиндар, Еврепид. Философские беседы, поэтические и ораторские выступления, созерцание шедевров архитектуры и скульптуры, восхищение красотой и физическим совершенством атлетов формировали и развивали единую греческую культуру. При сохранении специфики развития и своеобразия различных греческих полисов, без давления какой-либо централизованной власти именно здесь, на празднествах, естественным образом формировалось национальное самосознание греков. Это было сознание высокой общественной цивилизации, духовной и физической культуры, сознание превосходства над рабами и соседними варварскими народами.
В период расцвета Античной Греции Олимпийские игры выполняли целый ряд социальных функций: религиозную, культурную, воспитательную, экономическую, политическую, зрелищную. Однако большая социальная значимость Олимпийских игр этого периода определялась, в первую очередь, их влиянием на объединение греческого мира и формирование единого национального самосознания. Неслучайно самые пышные и красочные игры древности состоялись в 476 г. до н.э., когда объединенные греческие войска сначала в Марафоне, а затем и в морском сражении при Саламинах разгромили персидские войска и этим сохранили свободу и независимость Греции. Олимпийские игры тогда стали грандиозным праздником в честь победы над грозным врагом.
Атлеты этого периода отражали с одной стороны силу и мощь родного города, а с другой – общеэллинский идеал всестороннего развития и физического совершенства личности. И глубоко символично, что за долгую и напряженную подготовку, тяжелые испытания в состязаниях победитель в Олимпии удостаивался лишь венка из оливковой ветви. Это был символ бескорыстной спортивной борьбы. Почести и слава приходили к победителю как знак благодарности и любви соотечественников, то есть являлись результатом общественного признания.
Как поучал Солон непросвещенного скифа в произведении Лукиана: «... кто получит венок, получит в нем все доступное человеку счастье: я говорю о свободе каждого человека в частной жизни и в жизни его родины, говорю о богатстве и славе, о наслаждении отеческими праздниками, о спасении своих домашних и вообще о самом прекрасном, чего каждый мог бы себе вымолить у богов все это вплетено в тот венок, о котором я говорю, и является наградой того состязания, ради которого происходят все эти упражнения и эти труды» .