Сочинения по литературеБыков В.В.СотниковВлияние Гоголя на русскую литературу

Влияние Гоголя на русскую литературу

Один из основных доводов, который выдвигал В. Розанов, состоит в том, что Гоголь был художником внешних форм жизни, в то время как большая русская литература изображала душу человека. Положение это в полной мере несостоятельно, и несостоятельно прежде всего потому, что для Гоголя, как и для других крупных русских писателей, не существовало водораздела между изображением жизни в широком смысле этого слова и обрисовкой внутреннего мира людей. То и другое привлекало их пристальное внимание. Иное дело, что каждый из выдающихся художников по-своему понимал и раскрывал единство этих двух начал.

Выяснение реальных связей крупных русских писателей с творчеством Гоголя решительно опровергает «теорию» В. Розанова. В стихотворении «Блажен незлобивый поэт», посвященном памяти Гоголя, Некрасов выпукло охарактеризовал жизненность и действенность его художественных традиций. Творческий путь Гоголя, отношение общества к его произведениям послужили исходным моментом для воплощения в стихотворении яркого образа писателя-сатирика, который противопоставлен образу «мирного» поэта; жизненные судьбы художников двух различных направлений показаны резко отличными одна от другой. «Незлобивый поэт» встречает в обществе восторженное к себе отношение; он пользуется широким расположением и любовью публики, которая ценит то, что в его произведениях «мало желчи и много чувства»:

Любя беспечность и покой,

Гнушаясь дерзкою сатирой,

Он прочно властвует толпой

С своей миролюбивой лирой.

«Незлобивого поэта» окружают пышным почетом, расточают ему постоянные похвалы, он подлинный кумир публики.

Дивясь

великому уму,

Его не гонят, не злословят,

И современники ему

При жизни памятник готовят...

Совсем иной удел предназначен писателю, который стал обличителем толпы. На жизненном пути его подстерегают тяжелые испытания и гонения.

Питая ненавистью грудь,

Уста вооружив сатирой,

Проходит он тернистый путь

С своей карающею лирой.

Нетрудно видеть тесную связь идей и образов, выраженных в стихотворении Некрасова, с идеями и образами лирического отступления из седьмой главы «Мертвых душ», в которой Гоголь высказал свою творческую программу. И противопоставление двух писателей, и изображение их разной судьбы — все это находит свое развитие в стихотворении Некрасова, имеющем точно так же отчетливо выраженный программный характер. В нем живо отразилась та идейная борьба, которая развертывалась в это время между передовыми писателями, посвятившими свое творчество художественному анализу крупных общественных явлений, критике социального зла, и проповедниками всяческого «благолепия», незлобивости и кротости. Литературная деятельность Гоголя, его благородный образ художника-сатирика были для передовых писателей эпохи примером служения народу.

В творчестве самого Некрасова обличение и протест проявились с большой силой. Знаменательны слова поэта:

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит отчизны своей.

Широко используя творческие завоевания автора «Ревизора», «Мертвых душ», Некрасов пошел дальше и в своем отрицании существовавшего общественного порядка, и в утверждении положительных начал русской действительности.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Влияние Гоголя на русскую литературу

Слов:389
Символов:3315
Размер:6.47 Кб.