Один из основных доводов, который выдвигал В. Розанов, состоит в том, что Гоголь был художником внешних форм жизни, в то время как большая русская литература изображала душу человека. Положение это в полной мере несостоятельно, и несостоятельно прежде всего потому, что для Гоголя, как и для других крупных русских писателей, не существовало водораздела между изображением жизни в широком смысле этого слова и обрисовкой внутреннего мира людей. То и другое привлекало их пристальное внимание. Иное дело, что каждый из выдающихся художников по-своему понимал и раскрывал единство этих двух начал.
Выяснение реальных связей крупных русских писателей с творчеством Гоголя решительно опровергает «теорию» В. Розанова. В стихотворении «Блажен незлобивый поэт», посвященном памяти Гоголя, Некрасов выпукло охарактеризовал жизненность и действенность его художественных традиций. Творческий путь Гоголя, отношение общества к его произведениям послужили исходным моментом для воплощения в стихотворении яркого образа писателя-сатирика, который противопоставлен образу «мирного» поэта; жизненные судьбы художников двух различных направлений показаны резко отличными одна от другой. «Незлобивый поэт» встречает в обществе восторженное к себе отношение; он пользуется широким расположением и любовью публики, которая ценит то, что в его произведениях «мало желчи и много чувства»:
Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.
«Незлобивого поэта» окружают пышным почетом, расточают ему постоянные похвалы, он подлинный кумир публики.
Дивясь
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят...
Совсем иной удел предназначен писателю, который стал обличителем толпы. На жизненном пути его подстерегают тяжелые испытания и гонения.
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.
Нетрудно видеть тесную связь идей и образов, выраженных в стихотворении Некрасова, с идеями и образами лирического отступления из седьмой главы «Мертвых душ», в которой Гоголь высказал свою творческую программу. И противопоставление двух писателей, и изображение их разной судьбы — все это находит свое развитие в стихотворении Некрасова, имеющем точно так же отчетливо выраженный программный характер. В нем живо отразилась та идейная борьба, которая развертывалась в это время между передовыми писателями, посвятившими свое творчество художественному анализу крупных общественных явлений, критике социального зла, и проповедниками всяческого «благолепия», незлобивости и кротости. Литературная деятельность Гоголя, его благородный образ художника-сатирика были для передовых писателей эпохи примером служения народу.
В творчестве самого Некрасова обличение и протест проявились с большой силой. Знаменательны слова поэта:
Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей.
Широко используя творческие завоевания автора «Ревизора», «Мертвых душ», Некрасов пошел дальше и в своем отрицании существовавшего общественного порядка, и в утверждении положительных начал русской действительности.