В романе “Поднятая целина” мир животных — это как бы продолжение и отражение мира людей. Изначально, в крестьянском быту, животные — это помощники и сотрудники человека, их ждут, о них мечтают, выхаживают, как детей, ими гордятся. Перечитаем, как вспоминает Кондрат Майданников о рождении своего первого в хозяйстве быка, помогшего ему выбиться из горькой нужды, как рассказывает Яков Лукич Островное о своей кобылке от племенной матки. Чувствуется, что речь идет о самом дорогом и близком для этих людей.
Но с приходом в хутор Гремячий Лог коллективизации все меняется. Необходимость расстаться с кровным, нажитым, с тем, что было как бы продолжением твоих рук, с теми, кого ты кормил и кто кормил тебя, оборачивается крушением мира для казаков. И как бы в предчувствии конца света они начинают уничтожать самое дорогое, что имели, жизни без чего не мыслят. Уничтожают тех, на кого от века не поднималась рука крестьянина, — стельных коров и овец, молодняк, не вошедший в силу и крепость, даже рабочий скот. Такое может происходить только в том случае, если крестьянин не рассчитывает жить дальше. Сцены резки скота в романе несут на себе отблеск коллективного самоубийства.
Классовая борьба, затронувшая крестьян, распространяется и на животных. “Раскулаченные” кобели, по выражению деда Щукаря, наводняют хутор. Мы не знаем списка раскулаченных в Гремячем Логе, но цифры собак, потерявших хозяев в результате раскулачивания, которых Щукарь предлагает пустить на шкуры, приводят в содрогание.
“Раскулаченные” коровы не дают молока колхозным дояркам, во всяком случае, доятся гораздо хуже, чем у своих бывших хозяев. Тут и выясняется, что догляд и уход за животными в колхозе гораздо хуже, чем был у хозяев.
Животные в мире романа как бы “равноправны” человеку. Дед Щукарь на полном серьезе воюет с бывшим “кулацким” козлом Трофимом, а потом выясняется, что он любит его — тоже на полном серьезе. “Кула
У образов животных есть и еще одна функция. Они как бы проявляют человеческую сущность и стремления человека, составляя с образами людей как бы развернутые сравнения. Таков образ волка в романе. “Враги” колхозного строя постоянно сравниваются с “волками”, но сам грозный зверь в романе появляется в виде... щенной волчицы с отвисшими сосцами. Половцев в сцене резки овец у Якова Лукича очень напоминает волка, но повторяющаяся деталь образа Андрея
Разметнова — “злобноватые глаза” — приводит на ум то же сравнение.
Загнанные на колхозной работе, запаренные правленческой быстрой ездой жеребцы не обращают внимания на кобыл, о которых рассказывает дед Щукарь, напоминают Давыдова и Нагульнова, которые так и погибнут бездетными, вечно “запаренные” колхозными делами, так и не успевшие ни испытать настоящей любви, ни завести настоящей семьи.
Голубиная пара, которую оберегает Разметнов, напоминает ему о его ушедшем семейном и отцовском счастье, но и служит как бы предвестницей его новой женитьбы.
Несчастная старая слепая кобыла, купленная Щукарем у цыган, всю жизнь свою проходившая в чигире, там и ослепшая, а под конец надутая для того, чтобы производить впечатление сытой и веселой, какой-то грустный и щемящий отсвет отбрасывает на образ самого старого Щукаря, весельчака и балагура, прожившего тяжелую и неласковую к нему жизнь.
Итак, у животных в романе “Поднятая целина” несколько художественно значимых функций, очень важных в структуре произведения.