Все в жизни человека начинается с молока матери. Это она, «святая сила всех святых, непорочная, благая» родила Спасителя. Это она, матушка, Мадонна, Берегиня, согревает нашу жизнь, защищает наше счастье.
Рождается ребенок – мать склоняется над колыбелью и поет. О чем? Как ни странно, от этого тоже много зависит. Первые уроки ребенок берет не в школе – мать помогает сделать ему первые шаги и по полу, и вообще в жизни. От нее малыш узнает, что хорошо, что плохо. Говорят, что характер человека формируется до пяти лет, а затем, в течение жизни, лишь немного корректируется. Так не с маминой ли песни начинается личность человека?
Матери рожают и воспитывают героев и гениев, воинов и поэтов. И во взрослых детях оживает душа матери, матери колыбельная, благодарность за ее бессонные ночи.
Мама, голубка, рано в могилу
Труд и болезнь сложили тебя.
Песня твоя в неумирающей силе
В моем сердце светлеет, живет, -
Пишет И. Франко в стихотворении «Песня и труд», а дальше делает вывод:
Песня и труд – большие две силы,
Им я до конца жизни желаю служить.
Известна трагическая легенда о сыне, который по требованию любовницы убил собственную мать, а ее сердце понес девушке. И когда он споткнулся и упал, материнское сердце, истекая последними капельками крови, спросило: «Ты не ушибся, сынок?». Только мать способна на такое.
Нежной любовью к матери, что «ночей недоспала», наполнены А. Малышко – все, наверное, слышали и знают его «Песню о рушнике».
Прекрасный образ матери-труженицы создает Б. Олийнык:
Мать сеяла сон
Под моим под окном,
А родился подсолнечник.
И теперь: хоть буран, хоть бурьян или туман
А мне солнечно…
(«Мать сеяла сон»)
Никакие дорогие яства и напитки не сравнятся с куском черствого хлеба из маминых рук. И хлеб для души – большую любовь – дарит нам с детства мать.
Мать наша – седая горлица,
Все к ее сердцу льнет:
Золотая пчела – бусиной,
Небо – праздничным платком…
А земля – пшеницей яровой,
А лето – задумчивым кленом…
(Б. Олейник, «Мать наша – седая горлица»)
В горе и в радости мы мысленно обращаемся к ней. Первое слово ребенка – «мама». Наша слава – это ее слава. Продолжением рода, теплом домашнего очага – всем обязаны мы ей. Нельзя об этом забывать
Ибо, кто мать забывает,
Того Бог наказывает,
Того дети сторонятся,
В дом не пускают.
(Т. Г. Шевченко, «И мертвым, и живым…»)
И перед нами, юными, сегодня возникает очень важный вопрос – как надо прожить жизнь, чтобы нами могли гордиться наши матери. Чем отблагодарим их за песню и труд, за хлеб, за бессонные ночи и нашу судьбу, вышитую «красными и черными нитями» на рушнике или на рубашке?
Можно выбрать друга
И по духу брата,
Но нельзя родную
Мать выбирать.
(В. Симоненко, «Лебеди материнства»)
Недаром мы дорогое – Родину – называем матерью. Она у нас одна, как одна мать у каждого человека.
Может, и не очень весело сейчас в Украине, но покинуть ее – все равно, что покинуть родную мать за то что она, мол, больна. Не выбирают люди мать, нельзя выбрать и Родину, как это прекрасно сказал в своем стихотворении В. Симоненко.
Когда М. Рыльский по делам был вынужден некоторое время жить в Париже, сердце его неслось домой: «Скорблю за вами, соловьи Украиня!». Только на чужбине человек начинает понимать, что для него значит родной край.
… Целовали
Пыль киевской земли
Канадцы,
Недавно еще
Украинцами назывались.
(В. Коротич)
Нет, нельзя отказываться от родной земли, если ты – Человек. Тем более, что она удивительно красива, наша земля, и красоту ее и истории не заслонят для настоящих людей никакие экономические неурядицы. И сегодня, как во времена Тараса Шевченко
… Тихо ветер веет
Степи, поля мечтают,
Между оврагами, над прудами
Вербы зеленеют.
И как во времена Леси Украинки «вокруг сел стоят тополя, разговаривают с ветром в поле».
Такой же честный, трудолюбивый, свободолюбивый народ живет на украинской земле, чьей «правды сила никем поверженной еще не была» (П. Тычина). Звучит свободно наш соловьиный язык.
Ты сегодня зазвучало,
Как начало, как начало,
Как оружие всем видно,
Слово наше родное.
(П. Тычина).
Не всегда легко жилось украинскому народу, и всегда настоящие сыновья своего народа любили неньку-Украину.
Кровью обкипела вся наша древность,
Кровью затопила судьбу Украины
(Леся Украинка).
Знала Украина порабощения и войн
Чтобы быть патриотом своего государства, надо не петь пьяными голосами «Ще не вмерла…», а затем бежать за границу, чтобы «скитаться по чужбине, пока черт всех не заберет «(В. Симоненко). И не обвинять в своих бедах другие народы – никогда этого не делал такой патриот, как Тарас Шевченко, или А. Гончар, который говорил: «Мы уважаем патриотизм каждой нации, ибо мы сами патриоты».
Надо быть преданным ей сердцем и работать, чтобы расцвела она еще пышнее, чем сейчас. Каждый из нас может внести в это дело свой вклад.
Главное, помнить «каких родителей мы дети» и любить Родину больше, чем собственное благополучие. Поэтому я хочу повторить слова В. Сосюры:
Любите Украину во сне и наяву,
Вишневую свою Украину,
Красоту ее, вечно живую и новую
И язык ее соловьиный.
Всей душой желаю: живи, Украина, цвети, мужественная моя красавица, Украина-песня, Украина-воин, Украина-труженица!
Считаю, что самое главное, что оставили нам наши предки – это большое стремление к свободе. Сколько поколений мечтали о ней, работали ради нее? Еще со времен Киевской Руси славные русичи боролись в бесконечных сражениях. Позже свободу высоко подняли на своих знаменах «рыцари свободы» – казаки. Затем строители первой Украинской Народной Республики.
Теперь, наконец, мы получили эту свободу. Верю, что мы сможем построить современное демократическое государство, приложив к этому определенные усилия и стремления, разум и умения.
Нам в наследство передали огромное богатство – прекрасную землю Украину с ее плодородными землями, густыми лесами, водами. Всегда любили эту землю люди, обрабатывали ее, поливали (иногда, во времена лихолетья, и кровью). Гордились урожаем, берегли святыню – хлеб, были настоящими хозяевами.
Но наступили времена, когда забрали у человека землю, забрали хлеб, отлучили от нее настоящего хозяина, клеймили его унизительным словом «кулак». Но жестокие деяния не смогли сломить высокого духа настоящего хозяина, земледельца, сына земли.
Спустя время «подарили» нам ужасные испытания Великой Отечественной, а грозная апрельская ночь 1986 года оставила в наследство горькую, черную полынь Чернобыля – результат преждевременных партийных рапортов и бесхозяйственности горе-руководителей. Прости нам, матушка-земля, эту науку.
Еще долго будут печь угли Припяти, еще долго будет страдать земля в зловещей зоне.
Честные труженики прикладываются руками и умом к земле, возрождают и обогащают ее. И щедрая, она, забыв все злодеяния, причиненные ей, дарит детям своим хлеб насущный. И верится по-Тарасовому, что «оживут, степи, озера» …
В наследство мы получили и неоценимое сокровище – думу и песню, которая «не умрет, не погибнет». Звучит в народных произведениях душа наших предков, которые никогда не подчинялись
И тяжелой неволе,
И вере басурманской…
Дан нам в наследство язык соловьиный, который соединяет между собой разные поколения. Как тут не вспомнить слова М. Рыльского, обращенные ко всем нам:
Как росток виноградной лозы,
Лелейте язык. Пристально и непрестанно
Полите сорняк. Чище слезы
Он пусть будет…
Язык – величайшее духовное богатство народа. «Душистый, певучий, благозвучный, полный музыки и цветочных ароматов» – самая большая святыня, которую следует беречь и приумножать.
Перешла нам в наследство и книга – «это духовное завещание одного поколения другому». В книгах не только прошлое: они являются документами, согласно которым мы являемся обладателями современного, обладателями истин и знаний, найденных страданиями, иногда облитых кровавым потом, они – программа будущего. Клад этот у нас богатейший. От летописных хроник Киевской Руси и первопечатных Ивана Федорова до гениальных творений Т. Шевченко, И. Франко, Леси Украинки, Коцюбинского и произведений современных поэтов, писателей, ученых, философов.
А еще в свою жизнь мы должны взять унаследованную от предков несокрушимую веру святую, бессмертную. Светлую и гордую, как у Тараса Шевченко. Никакой нотки пессимизма: «Будет правда между людьми? Должна быть, потому что солнце встанет и оскверненную землю сожжет».
Правда и вера способны вынести все испытания, выпавшие на нашу долю.
Ведь смог Т. Г. Шевченко достичь лучезарных вершин человеческого духа, поднявшись с ужасного болота нищеты, бесправия, крепостничества. Сумел же он стать символом нашего народа, его совестью? А мы? Разве не дети мы своего народа?
Будем же достойны называться сыновьями и дочерьми его, верим, что
… У нас свобода
И есть у нас судьба,
И есть земля у нас и небеса.
Есть у нас язык, свой, отличный,
Есть у нас гордость и есть красота!