“Откровение” (“Апокалипсис” ) св. Иоанна Богослова - заключительная книга библейского канона. Своим содержанием “Откровение” оправдывает утвердившееся за ним местоположение среди других книг Библии. Это заключительное слово, последняя точка, итог развития мира. Не даром иудейское предание отождествляет свиток Торы со вселенной. В “Бытии” мы видим развертывание свитка-вселенной, в “Откровении” - его свертывание (“ И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих ” Откр. 6; 14) . Т. о. пути развития величайшего из всех творений - мира Божиего отражены и в Его Книге и, по словам Иисуса, “ доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все ” (Мф. 5; 18) . Во вступлении св. Иоанн Зеведеев, “Воанергес” , сын Громов, Богослов (о принадлежности “Откровения” именно его перу говорит нам предание, его авторство подтверждает и абсолютное большинство современных исследователей) говорит о том, что данное ему “ Откровение Иисуса Христа ” , предназначено для того, “ чтобы показать рабам Своим, чему надлежит Быть вскоре ” (Откр. 1; 1) . Этой целью объясняется исключительность “Откровения” на фоне прочих библейских книг: это единственная пророческая книга Нового Завета и единственная полностью апокалиптическая книга Библии, точно выдержанная в жанре многих еврейских апокалипсисов начала I тысячелетия от Р. Х.
“Откровение” получено св. Иоанном на острове Патмос, куда он был отправлен в ссылку за свидетельство о Христе. Точных данных о времени написания “Апокалипсиса” у нас нет. Согласно преданию, это конец I века. В последней четверти II века св. Ириней Лионский писал: “ откровение было дано не задолго до нашего времени, но почти в наш век, под конец царствования Домициана ” . Евсевий, Климент Александрийский, Ориген и бл. Иероним говорят о пребывании апостола Иоанна на Патмосе к 15 году царствования Домициана (95-96 гг.) . Но существует и другая точка зрения, основывающаяся на сирском переводе “Апокалипсиса” 6-го века (“Пококе” ) , где в надписании вместо Домициана назван Нерон (Клавдий Нерон Домиций) . Тогда “Апокалипсис” следует отнести к более раннему периоду христианской истории - к 60-м гг. от Р. Х. В пользу последней датировки обычно приводится два наиболее веских аргумента: 1) язык “Апокалипсиса” относится к более раннему периоду, чем 4-е Евангелие и послания ап. Иоанна; 2) одна из наиболее вероятных расшифровок гематрии (суммы цифр, соответствующих буквам) “666” есть “Kesar Neron” (по другим древним рукописям - “616” - “Kesar Nero” в еврейской транскрипции) . Но ранней дате написания “Апокалипсиса” не соответствует то довольно развитое состояние малоазийских церквей, отражение которого мы встречаем на страницах “Откровения” .
“Апокалипсис” - наиболее таинственная книга Библии. Его содержание менее всего поддается однозначному толкованию (с этим связано не употребление “Откровения” за богослужением) , и наибольшее количество спекулятивных экзегетических умопостроений берет свои истоки именно от неправильного толкования апокалиптических образов, “ превращающих книгу пророческих символов и онтологических откровений в политический памфлет на темы современности ” . Одна из таких ересей - это хилиазм, учение о тысячелетнем земном царстве Христа и святых до Парусии, осужденный II Вселенским собором в лице Апполинария и распространенный в наше время среди протестантов и многих сектантских организаций (напр. “Свидетели Иеговы” ) .
Символика “Откровения” сложна и многогранна и истолкование символов, смысл которых не раскрыт или же раскрыт лишь частично, представляет целый ряд экзегетических проблем. Главная проблема состоит в самом отношении к символам: является ли символика пророческих видений уникальной и неповторимой или же источником символов для передачи трансцендентных образов является современное пророку культурологическое окружение. Первое предположение обессмысливает сам принцип использования символов для облечения недоступных ограниченному человеческому разуму многозначных духовных истин. Т. о. следует ожидать, что символика Библии должна быть внутренне единой и связанной с традиционной средиземноморской культурой. Несомненно, что прежние символические формы Дух пророчества наполняет качественно новым содержанием и традиционный язык символов выполняет роль именно языковую, когда сочетание духа и буквы (символ можно рассматривать как некую “макробукву” , обозначающую целый комплекс ассоциаций) воплощает высшие духовные истины в “телесной” символической оболочке, только в таком виде и доступной для передачи адресату.
Более конкретная экзегетическая проблема заключается в подходе к раскрытию апокалиптических символов. При обращении к библейскому тексту надо всегда помнить древнееврейское изречение “ У Торы семьдесят лиц ” , т.е. каждый стих священного текста имеет 70 уровней интерпретации. И поэтому разные экзегетические подходы не взаимоисключают, но дополняют друг друга. “Апокалипсис” - книга прежде всего историческая, здесь излагается учение о конце мира и судьбе всей человеческой истории в связи со вторым пришествием Господа. И за образами “Откровения” необходимо видеть не столько последовательное изложение конкретных исторических событий в их небесно-земной взаимосвязи, сколько онтологическое учение, излагающее существенные свойства земной истории в её эсхатологической перспективе. История сама по себе не дает нам права на узко эсхатологическое толкование “Апокалипсиса” - ведь большинство из страшных образов “Откровения” давно уже стали реальностью и повторяются из века в век с новой никем неожиданной силой. Так XX век прошел под знаком зверя - всеобъемлющей тоталитарной системы со властью “ над всяким коленом и народом, и языком и племенем ” (Откр. 13; 7) , принуждающей к божескому поклонению зверю личному (Ленин, Сталин, Гитлер, Муссолини, Ким Ир Сен и др.) или соборному силой физической, идеологической (лжепророк) и экономической - “ никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его ” (Откр. 13; 17) - принадлежность к партийной системе была залогом благонадежности и средством для выживания. Всему этому не так давно мы были свидетелями. По словам прот. Сергия Булгакова, суды Божии в “Откровении” “ изображаются не только как события духовно-исторические, но и типологические, в истории повторяющиеся, хотя и в нарастающей зрелости” . Поэтому отношение к “пятому Евангелию” только как к сценарию событий последних лет перед кончиной мира, лишает “Откровение” той действенной пророческой обличающей силы, которая способна удержать и предостеречь мир от новых падений, цель дарования которой - направление человечества на пути, ведущие в “ святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего ” (Откр. 21; 2) .
Повествование “Откровения” полностью состоит из сложной системы образов и символов, в редких случаях поддающихся буквальному толкованию. Немалое место здесь отведено и числовой символике, которой “Откровение” просто переполнено как ни одна другая книга Св. Писания. Многие святые отцы придавали числовым символам большое нравственное и догматическое значение, что подтверждается как общебиблейским отношением к священным числам, так и самим мироустройством. “ Не следует... пренебрегать числами, - писал бл. Августин. - Внимательно внимающие в них хорошо знают, какое великое значение нужно придавать им во многих местах Св. Писания. Не напрасно в славословии Бога сказано: “Ты все расположил мерою, числом и весом ” (Прем. 11; 21) .
Сам план “Откровения” имеет четкую седмеричную
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
(Быт. 2; 2-3) Т. о. если символом тварного материального и духовного мира становятся шесть дней творения, то седьмой день - это время освящения, преодоления тварности в восхождении к Господу, т.е. 7 - становится символом полноты богообщения, возможного в этом мире:
... субботы Мои соблюдайте, ибо это -- знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас;...
шесть дней пусть делают дела, а в седьмой -- суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти;...
это -- знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился.
(Исх. 31; 13-17) По преданию ещё Адам, созданный в Шестой День (современная пятница) , еженедельно праздновал Субботу и завещал это своим потомкам. И на протяжении всего канона Библии мы встречаемся с отношением ко времени как к непрерывно повторяющейся седмице. Седмице сотворенной и благословленной Самим Богом и поэтому священной. Вот только некоторые примеры:
... чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю (Быт 7; 4) Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. (Быт 7; 10) И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. (Быт 8; 10) Он помедлил еще семь дней других и [опять] выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему. (Быт 8; 12) Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою. (Быт 29; 18) И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал *Иосиф* плач по отце своем семь дней. (Быт 50; 10) ... то же делай с волом твоим и с овцою твоею [и с ослом твоим]: семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне. (Исх. 22; 30) ... шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай. (Лев. 21; 3-4) И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет... и освятите пятидесятый год... Пятидесятый год да будет у вас юбилей (Лев. 21; 8-11) ... прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней. (Деян. 20; 6) И, найдя учеников, пробыли там семь дней. (Деян. 21; 4) Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки... (Деян. 21; 27) ... были упрошены пробыть у них семь дней, а потом пошли в Рим. (Деян. 28; 14)
“ По толкованию св. отцов , - пишет свящ. Михаил (Труханов) , - цифра 7 есть число священное, и ею означается век настоящий - от сотворения мира и до страшного суда Господня ” . И этим числом охватывается вся тварная полнота мироздания - и мир духов, и мир материальный. С точки зрения домостроительства рассматривается и седмеричная божественная полнота даров Св. Духа: “ дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия ” , дух “ страха Господня ” (Ис. 11; 2 - 4) . В связи с этим апостолы постановляют выбрать “из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости ” (Деян. 6; 3) для дьяконского служения.
Кроме того, в обоих Заветах мы встречаемся с употреблением цифры 7 в значении “много” и “преизбыточно” , что связано с седмеричной полнотой:
... если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро. (Быт. 4; 24) А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему. (Быт. 33; 3) ... и пусть возьмет Елеазар священник перстом своим крови ее и кровью покропит к передней стороне скинии собрания семь раз. (Числ. 19; 4) И сказал Валаам Валаку: построй мне здесь семь жертвенников и приготовь мне семь тельцов и семь овнов. (Числ. 23; 1) Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя. (Втор. 28; 7) Слова Господни -- слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное. (Пс. 11; 7) ... и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, -- прости ему. (Лук 17; 4) Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным... (Лук 20; 29) Не раз 7 употребляется в отношении мира инфернального для передачи того антагонизма, который существует между полнотой даров Св. Духа и бесовской пародией на изливающуюся с избытком благодать:
... Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов. (Лук 8; 2) тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, -- и бывает для человека того последнее хуже первого. (Лук 11; 26)
Зло не обладает бытием, оно есть лишь недостаток добра, заносчиво претендующее на равнобожественное существование. В постепенном осатанении - отдалении от Бога как начала абсолютного добра и источника жизни - мир бесов добровольно уходит в небытие. “Дьявол - обезьяна Бога” поэтому, как будет видно далее, он присваивает себе все божественные регалии.
Как уже было сказано, седмеричная символика в “Апокалипсисе” является преобладающей. Уже во вступлении апостол посвящает свое послание “ семи церквам, находящимся в Асии ” (Откр. 1; 4) . Семь церквей, пророческие обращения к которым мы находим во второй и третьей главах “Откровения” , “ символизируют собой полноту вселенской церкви вместе с ангелами ее ” . Некоторые экзегеты в перечислении семи церквей “ видят... указание на семь периодов в жизни всей Христианской Церкви от апостольского времени до кончины мира и Второго Пришествия Христова ” , где Филадельфийской церкви соответствует современный период, когда “из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы... придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя ” (Откр. 3; 9) . Т. е. ап. Иоанн говорит об обращении иудеев по плоти ко Христу и Его Церкви (ср. Рим. 11; 26) . В настоящее время действительно большое количество евреев приходит ко Христу (один из многих примеров - существование такой организации как “Евреи за Иисуса” ) , верою познавая что Иисус “ брат ваш, которого вы продали в Египет ” , (Быт. 45; 4) “ жив и теперь владычествует над всею землею Египетскою ” (Быт. 45; 26) . О. Сергий (Булгаков) отрицательно относится к такому экзегетическому подходу, называя его “ бесплодным и произвольным священногаданием, духовно и богословски... безвкусным ” . По его мнению, в обращении к семи асийским церквям следует искать “ не конкретного и частного, но общего, типологического значения ” . Но глубина и красота слова Божия и состоит в возможности равноправного существования различных равновероятных и быть может равноистинных богословских систем и взглядов, находящихся внутри догматической ограды Церкви.